432

Опасная бравада. Зачем автолихачи отключают систему стабилизации?

Нашумевшая авария с блогером Саидом Губденским подсветила часть проблем, свойственных таким людям. BMW M-серии, скорее всего, была переведена в режим Sport+, при котором деактивируются система стабилизации и контроль тяги. Зачем они нужны и почему уличные гонщики не доверяют этим системам?

Как работает ESP?

На подавляющем большинстве новых автомобилей с 2016 года устанавливаются так называемые системы стабилизации Electronic Stability Program (ESP), которые включают массу иных устройств различного назначения. Там есть ABS с распределением тормозных усилий в поворотах, контроль тяги, а также электронные имитаторы блокировок дифференциала. На разных автомобилях они называются по-разному — ASR, A-TRAC, ETS, — но все выполняют похожие функции, а именно работают на удержание автомобиля на траектории во время движения.

ESP предназначена для предотвращения срыва автомобиля в занос и компенсации бокового скольжения. Поэтому ESP еще называют «системой поддержания курсовой устойчивости» или «противозаносной системой». Правда, в экстремальных условиях электроника не позволяет выполнить ряд контраварийных маневров, которые хорошо известны спортсменам.

Перед скользким поворотом водитель сбрасывает скорость до 40-45 км/ч, проходит вершину виража без рывков под сброс газа, прижимаясь к внутреннему краю дороги, а дальше давит на педаль газа и ускоряется, постепенно выправляя траекторию. В этот момент колеса немного буксуют и тянут автомобиль за собой, позволяя кузову немного сползать боком. Развивается небольшой занос задней оси, однако передние ведущие колеса тянут транспортное средство за собой. 

Однако если электроника начнет «душить» мотор, то машина потеряет стабильность. Таким образом, на заснеженных участках дорог преимущества системы курсовой устойчивости превращаются в недостатки.

Инженеры знают об особенностях езды по скользким дорогам, поэтому предусмотрели отключение ESP специальной кнопкой на центральной консоли.

Практически каждый уличный гонщик слышал об этом и уверен, что система стабилизации только вредит при активном драйве и ее необходимо отключать. Ездить с отключенной стабилизацией стало модным и в какой-то мере даже престижным. Причем опыта вождения у таких водителей мало, и им не всегда удается вывернуться из сложной ситуации на дороге, которую они сами и спровоцировали. 

Как отключать ESP?

Многие спортивные автомобили имеют ступенчатое отключение электроники. При однократном нажатии на кнопку перестает действовать противобуксовочная система, она же так называемый контроль тяги. Водитель получает возможность на скользком покрытии тянуть машину небольшим газом. В этом случае электроника позволяет колесам немного пробуксовывать. Это важно для ценителей дрифта. Если машина полноприводная или заднеприводная, то отключение контроля тяги позволяет так подкрутить корму во время маневра, что автомобиль проявляет избыточную поворачиваемость и помогает проходить виражи в динамическом скольжении.

Если нажать на кнопку повторно и удерживать ее еще около трех секунд, то ослабляет хватку не только контроль тяги, но и ESP. Электроника позволяет машине скользить и не вмешивается в работу тормозов. Однако не всегда и не везде она отключается полностью, и при развитии сильного заноса система вновь начинает действовать.

Между тем на спорткарах полное отключение электроники возможно. К примеру, в BMW эта функция выведена в отдельную спортивную программу Sport++, которая предназначена не для спортивного трека, а для дрифтовой площадки. В этом случае водитель остается один на один с необузданной мощностью двигателя. Колеса срываются в пробуксовку неожиданно, из-за чего машина может потерять управляемость. Для дрифта это хорошо, но для дорог общего пользования — плохо.

Такой режим опасен для скоростной езды, и многие опытные водители не применяют его не только на дорогах общего пользования, но и на спортивных автодромах, считая, что для езды по ним вполне достаточно режима Sport, то есть программы, где электроника продолжает действовать.

Однако некоторые лихачи, склонные к браваде, отключают электронику до конца и разгоняются без контроля тяги до очень высоких скоростей. В итоге происходят аварии. Поэтому на спортивных машинах нужно быть аккуратным с кнопками, назначение которых известно не до конца. Заигрывание с отключением систем контроля за движением приводит к печальным последствиям.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах