Дизайн автомобиля дело непростое: задумаешь машину ультрамодной — отпугнёшь консерваторов, чересчур утилитарной — молодёжь заскучает. А выдержишь нечто среднее — скажут: «вот она, машина для клерков». Но есть одно направление, ставка на которое всегда беспроигрышна: это ретро. Малыш «Фиат» — отличное тому подтверждение; он хоть и выглядит диковинкой, но на самом деле куда ближе к народу, чем может показаться. Ведь его прародитель из 50-х годов стал прообразом популярнейшей советской малолитражки ЗАЗ-965. Характерные черты горбатого «Запорожца», героя сотен анекдотов, легко читаются в облике новой машины. Поэтому Fiat 500 вызывает гарантированное ностальгическое умиление: в восторге бабушки, родители и дети.
Откровенно дешёвая отделка выдаёт машину самого бюджетного сегмента. Салонный пластик жёсткий и звонкий, плафон освещения словно куплен на ближайшем строительном рынке с большой скидкой, и так далее. То, что на фото интерьер выглядит привлекательно, — всецело заслуга дизайнеров, им удалось визуально его оживить. Но на ощупь... достаточно сказать, что при пробеге тестовой машины в 10 тысяч километров поверхности уже заметно лоснились, а пластик местами стал белёсым. Скромность обстановки удивит даже тех, кто привык экономить: нет центрального подлокотника, нет подстаканников, а вместо ящика бардачка — полка. Зато в наличии огромная пепельница — видимо, копия той, что стояла в машине полувековой давности.
Несмотря на то, что машина существенно подросла, став на полметра длиннее (до 3546 мм), шире (1627 мм) и выше (1488 мм) оригинального «Чинквеченто», она всё равно кажется тесной. Двое взрослых разместятся в «пятисотом» без труда (хоть и без особого удобства), но на заднем ряду человеку среднего роста придётся сидеть по диагонали, причём голова будет упираться в потолок. Разумнее задний ряд сложить и использовать как продолжение багажника, потому что объём багажника крошечный — 185 литров. Для сравнения: у выступающего в том же «игрушечном» ретро-классе Volkswagen Beetle — 310 литров.
Понятно, что Fiat 500 покупают скорее по зову сердца, чем из рациональных соображений. Но романтический флёр быстро улетучивается, когда приходится сидеть в неудобной позе, подпирая коленями руль, а макушкой — крышу. Приходит осознание, что все эти смешные послевоенные машинки-букашки были, в общем-то, вынужденной мерой. Их породили нехватка материалов, дефицит топлива и другие факторы мобилизационной экономики. Современные реплики должны всё-таки отвечать стандартам времени.
На российском рынке Fiat 500 доступен с двумя четырёхцилиндровыми бензиновыми двигателями — 1,2-литровым 69-сильным и 1,4-литровым 100-сильным; каждый может агрегироваться либо «роботом», либо шестиступенчатой «механикой». Подвеска простенькая: сзади установлен полунезависимый торсион, спереди — «макферсон». На тест АиФ.ru достался автомобиль в комплектации «Sport», то есть 1,4-литровый двигатель в сочетании с механической коробкой передач.
Скажем прямо: спорта в машине немного, хотя кнопкой на панели можно включить специальный «гоночный» режим. Что делает эта кнопка, не совсем ясно, похоже, добавляет усилия рулевому колесу. Поведение «Фиата» на дороге можно охарактеризовать как суматошное: он, в общем-то, довольно вёрткий, но излишне прыгучий на неровностях вследствие короткой базы; его уводит с прямой при разгоне и торможении, а на трассе ощутимо сносит ветром. Сонный двигатель оживляется только после 4 тысяч оборотов, руль не блещет информативностью, а короткоходное сцепление абсолютно «пустое», так что уверенное управление машиной требует привычки.
Но даже освоившись за баранкой, никуда не скроешься от навязчивого шума — кажется, в автомобиле напрочь отсутствует звукоизоляция. Больше всего это напоминает старую добрую «Ниву»; собственный «голос» есть буквально у всего — боковых зеркал, колёсных арок, стоек, покрышек — и всё покрывает натужное тарахтенье двигателя. На скоростях свыше 120 км/ч в салоне стоит такой шум, что просто ехать страшно.
С другой стороны, этот автомобиль вовсе не предназначен для длительных вояжей по скоростным автобанам. А вот в плотном городском трафике водитель «пятисотого» едва ли ощутит нехватку динамики; недостатки короткой базы обернутся удобством при парковке. Что же касается шума, то всегда можно подкрутить ручку громкости магнитолы; к этой машине удивительно подходят джаз и рок-н-ролл. Словом, в качестве рафинированного городского автомобильчика «Фиат» не так уж и плох. Он напоминает Smart, но в России от недорогой машины традиционно ждут большей утилитарности.
Подведём итог: Fiat 500 — славная, милая игрушка, которой, однако, куда приятнее любоваться на парковке, нежели её водить. Блестящая внешность «уравновешивается» посредственными техническими характеристиками и, кстати, неуёмным аппетитом: в смешанном цикле каждые 100 километров в трубу вылетают 8,5 литров «горючки», а в городе «Фиат» запросто сожжёт 10–11 литров. Куда столько, позвольте спросить?
Зашкаливающая популярность «пятисотого» в Европе объясняется ценовой политикой концерна Fiat Chrysler: конечно, яркий и эмоциональный «Фиат» куда привлекательнее своих безликих малолитражных конкурентов; есть смысл немного переплатить за внешность. Но в России он на целых 200 тысяч рублей дороже аналогов, причём не «бьёт» их ни в оснащении, ни в техническом плане. Стоимость самой простенькой комплектации Fiat 500 составляет 750 тысяч рублей — это уже цена «настоящей» машины. В эту сумму укладываются все рыночные бестселлеры, вроде KIA Rio, Hyundai Solaris или Ford Fiesta.
Максимальная версия Fiat 500 обойдётся в 900 тысяч, ещё немного — и догонит MINI Cooper, BMW в ретро-обертке. Увы, но Fiat баварцам совсем не конкурент. Вот и получается, что целевой аудитории как-то не видать: отдельные оригиналы-модники или девушки, «голосующие сердцем», не в счёт. На них продажи не построишь, поэтому «пятисотые» в нашей стране вряд ли по-настоящему приживутся.