Иранские производители автомашин настойчиво планируют выход на российский рынок. Повторят ли они «китайский бум» на российском рынке — в материале aif.ru.
Что такое «иранская машина»?
Любая продукция из Ирана относится к эконом-сегменту, отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. «Это прослеживается не только на товарах бытовой техники и электроники, но и на автомобилях, которыми нас пугали: мол, придут иранские автомобили и заполнят российский рынок. Когда же эти автомобили были представлены, оказалось, что они произведены на базе известных французских марок 80-х годов. Некоторым образом они доработаны, в частности, иранцы сделали свой специфический двигатель внутреннего сгорания. Но даже в этом двигателе использовались комплектующие известных немецких марок, потому что любой технологичный продукт делается, так или иначе, в кооперации со всем миром», — объясняет собеседник.
По мнению экспертов, иранские поставки не повторят «китайский бум». В России Иран представил несколько моделей — IKCO Tara, IKCO Dena, Saipa, Quick; Saipa Saina и др. Всего на мировой рынок Иран поставляет около 1 млн автомобилей в год. Главными торговыми партнёрами в части поставок автомашин являются Казахстан, Грузия, Туркмения, Белоруссия, Азербайджан, страны Азии и Африки.
За последние несколько лет иранские автокомпании неоднократно заявляли, что планируют прийти на российский рынок и готовы предложить нашим покупателям много интересных моделей, рассказывает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. «Эти громкие заявления так и остаются тихими словами. Иранский автобизнес не спешит покорять российский рынок. Кроме того, не ожидается в Россию и прямых инвестиций с иранской стороны, даже пока не идет речь о полноценном открытии представительств на территории России. При этом планов много — от создания сети из 120 дилерских центров до возможного открытия совместного сборочного производства в Санкт-Петербурге», — рассказывает эксперт.
Далекие ближайшие перспективы
Иранский автопроизводитель SAIPA вслед за Iran Khodro объявил о планах выхода на российский рынок. В роли дебютной модели выступит седан Shahin. Несмотря на то, что иранские автомобили могут оказаться очень интересными по оснащению и цене, более серьезным остается вопрос качества этих автомобилей, считает Игорь Моржаретто. «Качество иранских автомобилей можно будет оценить только в процессе эксплуатации машин в нашем климате — хотя бы в течение двух-трех лет. Ведь в большинстве районов Ирана даже зимой температура ниже +10 градусов почти никогда не опускается, а значит, нет ни снега, ни грязи, ни реагентов», — пояснил эксперт.
Для того, чтобы иранские автомобили имели хотя бы минимальный шанс на российский рынок, компания-дистрибьютор должна активно поддерживать рекламные и маркетинговые кампании, считают эксперты. Ведь для многих российских граждан «иранская машина» звучит загадочно и непонятно.
«Это совершенно незнакомый российскому потребителю бренд. К тому же он рассчитан на не очень требовательного потребителя, — рассуждает Игорь Моржаретто. — Можно предположить, что поставки иранских машин приведут к оттоку покупателей автомобилей производства АвтоВАЗ (Lada, например). Тем более, изначальная комплектация “иранцев” богаче, чем у машин из Тольятти (имеется ABS и вариантивно АКП). Но по стоимости иранские машины равняются на бюджетные марки европейских брендов (Kia, Renault и т. д.), а не на Lada. Хотя по качеству иранским автомобилям далеко до ушедших брендов из Европы. Захотят ли россияне рисковать и покупать не “проверенный отечественный автопром”, а автомобили неизвестной марки, с непонятной стоимостью обслуживания, надежностью, остаточной стоимостью? Мне кажется, спрос очень большим не будет. Во всяком случае — на первом этапе. Тем более, не отлажен механизм обслуживания данных автомобилей».
Перспективы продаж иранских автомобилей напрямую будут зависеть от цены, считают эксперты. «Совсем низкой цена никак быть не может. Как в этих условиях может иранская марка выиграть у раскрученных китайских брендов? Никак. Наверное, по этой причине иранские автокомпании не спешат покорять российский рынок», — задается вопросом и сам на него отвечает эксперт.
Тем не менее сейчас тот самый момент, когда у иранских автомобилей есть шанс, считает Игорь Моржаретто. «Именитых европейских и американских брендов не осталось, дешевые китайцы оказались совсем недешевыми, бюджетный сегмент представлен практически одним АвтоВАЗом. И российский потребитель ждет предложения. Если это будут пусть простые, но доступные автомобили до 2 млн рублей, они наверняка найдут своего покупателя на российском рынке», — заключает эксперт.