Корреспондент «АиФ» тоже решил испытать на себе, что значит быть пассажиром беспилотного такси.
Сажусь на заднее сиденье, и машина плавно трогается, предварительно включив поворотник. Фантастика, но руль крутится сам по себе, без всякого вмешательства человека. Мы едем по улицам Иннополиса в Татарстане. Перед пешеходами машина притормаживает и пропускает их. Скорость - не выше разрешённых тут 40 км в час. Впереди на левой полосе вдруг резко остановился большегруз, наша машина тоже довольно резко тормозит. Ждём. Водитель грузовика продолжает стоять. Мы тоже. Наконец большегруз решается на правый поворот. Дорога свободна, и можно ехать. «Будь за рулём водитель, непременно бы проскочил перед носом грузовика», - замечаю я инженеру-испытателю, который сидит на переднем пассажирском сиденье рядом с красной аварийной кнопкой. Он согласно кивает.
Технология безопаснее водителя
Пока услугами беспилотного такси в тестовом режиме пользуются только жители Иннополиса. Машина приезжает по СМС и только к тем людям, которые заранее дали письменное согласие на участие в эксперименте. Пока таких немного, хотя ездить на такси на самом деле не страшно (по крайней мере, в малолюдном Иннополисе). Полный эффект присутствия водителя при его отсутствии.
«Логика поведения автомобиля - классические алгоритмы, а не какие-то нейронные сети, - рассказывает директор по развитию беспилотного транспорта компании «Яндекс» Артём Фокин. - Если человек фокусирует своё внимание на одном объекте, например смотрит в одно или другое зеркало, то беспилотник оценивает обстановку на 360 градусов в радиусе 100-200 метров. Он «смотрит» наборами сенсоров - шестью радарами и камерами - и 50 раз в секунду оценивает ситуацию и даже пытается предсказать её изменение. 85% ДТП в нашей стране происходит по вине человека. Беспилотный же автомобиль не ведёт себя агрессивно, он не подвержен перепадам настроения и приступам ярости, он не обидится, если его подрежут, а просто остановится, пропустит и поедет дальше. И конечно, он не будет преследовать тебя, моргая фарами. Поэтому наша технология безопаснее, чем среднестатистический водитель». Чтобы доказать это, такси сейчас наматывает километры. Кстати, из Москвы до Иннополиса беспилотный транспорт доехал самостоятельно.
От кабриолета до внедорожника
На прошлой неделе технологию презентовали руководству ГИБДД. Говорят, нашли полное взаимопонимание - только в прошлом году на дорогах России погибли 19 тысяч человек. Автоматизация дорожного движения позволит снизить аварийность.
Для массового появления на наших дорогах беспилотников не нужна особая инфраструктура. Автомобили уже создают приспособленными под российские условия (кстати, «софт», компьютерное зрение и другие технологии тоже сугубо отечественного производства). Нужно только легализовать новый вид транспорта, дав ему определение в Правилах дорожного движения. Такие поправки могут появиться уже к концу этого года. «А через год-два беспилотники станут частью нашей жизни», - говорит Фокин.
В мечтах разработчиков в будущем - беспилотные такси превратить в новую модель лично-общественного транспорта, где по нажатию кнопки в приложении можно получить ту машину, которая нужна в данный момент (от кабриолета до внедорожника), перемещаться на нём по городу и затем оставлять, где удобно. Не придётся заботиться ни о парковке, ни о страховке. При развитии такого сценария люди перестанут покупать машины, а значит, менее острой станет проблема городских пробок.