Литр бензина Аи-95, средняя цена которого в США не превышает 85-90 центов, у нас уже стоит примерно на 10% дороже. И судя по наметившейся в последние месяцы тенденции - это далеко не предел!
СТАТИСТИКА, предоставленная Московской топливной ассоциацией (МТА), показывает, что все виды горючего с начала года подорожали на полтора-два рубля. К примеру, стоивший в начале января 21,25 руб. за литр Аи-95 сегодня в среднем по городу наливают за 23,05 руб. Аи-92 «подрос» с 20,25 руб. до 21,96 руб., а за дизельное топливо, стоившее 3 месяца назад 19,30 руб., теперь просят 21,16 руб. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко подобный взлёт цен объясняет просто: «Логика прямая - растёт цена на нефть на внешних рынках, а ценообразование внутри страны по-прежнему привязано именно к ней».
Сговор власти и олигархов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запретила экспертам, представляющим нефтяной рынок, делать прогнозы роста стоимости топлива, так как это даёт ориентиры для бизнесменов и, соответственно, провоцирует их к увеличению цены. Лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина это не остановило. Его прогноз неутешительный: «При нынешнем развитии событий цена топлива очень скоро догонит среднеевропейскую в 1,5-2 евро (55-75 руб.) за литр бензина, что быстро приведёт к повышению стоимости прочих товаров и услуг. Сейчас себестоимость добычи и переработки нефти значительно ниже цен на топливо. При этом новые производства практически не строятся и деньги в отрасль не вкладываются. Раз можно получать сверхприбыли, просто задирая цену, зачем предпринимать что-то ещё? Добывающий и перерабатывающий бизнес сосредоточен в руках 8-9 олигархических компаний, находящихся в сговоре и поднимающих цены. При этом правительство лишь обращается к их руководству с просьбами этого не делать. А ведь антимонопольное законодательство - рычаг, способный влиять на бизнесменов, например, с помощью огромных штрафов. Для этого, правда, ФАС должна обладать реальными полномочиями, а их у службы нет. Примерно 60% бюджета нашей страны получены от продажи нефти и газа. Что же тут удивляться, что представители этой отрасли диктуют свои правила?!»
Чтобы государство могло контролировать рост цен на бензин, необходимо пойти по пути США и создать стратегические нефтяные запасы. К тому же можно повысить экспортные пошлины на сырьё и нефтепродукты, вынудив таким образом производителей реализовывать больше бензина внутри страны. Виктор Похмелкин напоминает, что уже много лет ведутся разговоры о биржевой торговле топливом, которая поможет в конкурентной борьбе достигнуть баланса стоимости. Но и в этом направлении ничего не меняется.
В столицу гонят «левак»
ПОСТОЯННО растущие цены на бензин уже привели к тому, что, по неофициальным данным, доля «левого» топлива на столичных бензоколонках достигает 30-40%. В северных и кавказских регионах давно процветают подпольные перегонные заводы-самовары. Сырьё они получают, воруя нефть из трубопроводов. А используя вредные для экологии и автомобильных двигателей присадки, делают суррогат. И бензовозы с некачественной смесью, выдаваемой за бензин, давно проторили в Белокаменную дорогу. Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы пытается бороться с этой проблемой, проверяя АЗС и вывешивая «чёрные списки». Однако это не мешает участникам теневого бензинового рынка зарабатывать фантастические средства. Итогом такой «политики» может стать или народное недовольство, или массовый переход москвичей на велосипеды и лыжи.