Вроде бы и существует, но ни мне, ни моим знакомым (среди которых, кстати, есть и инвалиды) никогда не приходилось видеть ярко-оранжевые автомобили с зелёной полосой по борту и надписью: «Социальное такси». Тем не менее в эти цвета выкрашены 250 легковушек и 70 автобусов для коллективных перевозок. С заявками тоже полный порядок - в день обрабатывается до 500 штук. По идее все должны быть довольны. А на деле?
За такси - на метро
Оказывается, вызвать спецтакси можно лишь за 12 часов до предполагаемой поездки. Если предусматривается коллективный выезд, срок предварительного заказа увеличивается до месяца. В чём дело? Автомобили предоставляет лишь одно предприятие, и для диспетчерской «Cоцтакси» выделен всего один телефон - 276-03-33. Естественно, оперативно принимать заявки не получается по вполне объективным причинам. Но инвалид не обязан разбираться в этих бюрократических тонкостях. Он желает по-настоящему равных возможностей - заказать такси сейчас, и это справедливо.
С оплатой проезда ещё веселее. Да, тариф на услуги довольно низкий. Его рассчитывают исходя из средней стоимости поездки по городу 600 руб. в час. Инвалид же платит лишь 210 руб. в час. Но не наличными. Для того, чтобы воспользоваться комфортабельным и дешёвым спецтакси, ему всё-таки придётся проехаться общественным транспортом до ул. Бахрушина, д. 21/23, стр. 5. Иметь при себе необходимо - паспорт, справку от МСЭ (медико-социальной экспертизы) о группе и причине инвалидности. Затем отстоять очередь и только потом приобрести заветные талоны номиналом 15, 30 или 45 минут. Но зато, если карман позволяет, в неограниченном количестве. Других мест по продаже талонов нет - оно ЕДИНСТВЕННОЕ на всю Москву. И работает в режиме: понедельник - пятница с 10.00 до 16.00. Многим ли из колясочников такая поездка под силу?
Возможности = обязанности?
Но водители и другие работники «Социального такси» имеют к своим подопечным не меньше претензий. «К сожалению, сами инвалиды, не все, но многие, относятся к водителям так: «Подай, принеси, послушай два часа про мою тяжкую жизнь, поди вон», - рассказывает Екатерина КИМ, президент Московского городского клуба инвалидов «Контакты-1». - И это ещё терпимо, в конце концов, водитель знал, куда идёт. Но иногда пренебрегают правилами, например, наотрез отказываются пристёгиваться, дескать, им неудобно, и устраивают скандал, если шофёр настаивает. По правилам на услуги социального такси имеет право инвалид ЛЮБОЙ группы. И отвезти его должны куда он захочет. А водитель обязан ему помогать. Мне докладывали о таких случаях, когда ходячий, зрячий и физически неслабый инвалид III группы вызывал такси, а потом приказывал: «Так, пять мешков цемента, собаку и холодильник быстренько погрузил и везёшь меня на дачу». Неудивительно, что водители социального такси написали коллективную жалобу Лужкову. А мы выступили с инициативой прописать более жёсткие правила пользования».
Никто не спорит, что социальное такси - дело хорошее. Тем не менее существование самой службы в настоящее время под угрозой - уж больно велика текучка кадров среди водителей. Однако на нынешнем заседании Общественного совета ни инвалиды, ни те, кто оказывает им услуги, услышаны не были. Проблемы в который раз просто обозначили, перенеся их рассмотрение на следующее заседание.