Неприкаянные авто спасут только «вертикали»
Летом нынешнего года в нашей столице побывали специалисты IBM, которые профессионально занимаются транспортным моделированием в крупных городах.
Карл Хэмилтон, с успехом руководивший проектом транспортного моделирования в Стокгольме, встретился с журналистами, чтобы объяснить, каким путем можно справиться с задачей. На наш вопрос, реально ли добиться в Москве того же, чего удалось достичь в столице Швеции, г-н Хэмилтон сказал, что успех возможен только при реализации целого комплекса мер. Необходимо, с одной стороны, сделать центр более закрытым для автомобилей определенного класса, для чего годятся не только запреты, но и взимание платы за проезд.
Кроме того, требуется внедрение новых, современных систем видеонаблюдения, с тем чтобы вести круглосуточный мониторинг ситуации на дорогах. И, наконец, никак нельзя обойтись без создания гаражей и паркингов нового типа.
Последний пункт особенно интересен. При своей огромной территории Москва, как это ни парадоксально, не имеет свободных площадей для оборудования достаточного количества обычных охраняемых стоянок. А необходимость экономить землю вынуждает искать новые решения.
Парковка в поднебесье
Прежде всего, надо сказать про использование для парковок крыш. Не только крыши гаражей — бизнес-центры и даже торговые комплексы могут дать такую возможность. В качестве примера можно назвать торговый центр «Панорама» в Новых Черемушках, где «парковка в поднебесье» на крыше центра на 150 машин — единственная возможность предоставить машиноместо покупателю. Целый ряд архитектурных мастерских занимается разработкой таких проектов, где использование крыши предусмотрено изначально. Второе, о чем надо сказать, — подземные гаражи и стоянки, без которых сейчас не обходится вообще ни одно сооружение, начиная с жилого дома и заканчивая торговым комплексом.
Чем мы хуже Сингапура?
И, наконец, хотелось бы особо рассказать о таких стоянках, за которыми, возможно, будущее. Речь идет о многоуровневых сложных технических сооружениях, которые занимают немного места (что важно в условиях мегаполиса) и способны принять несколько десятков автомобилей одновременно, — о вертикальных стоянках.
Эта идея давно уже реализована и в Европе, и в развитых азиатских странах, например в Южной Корее, Сингапуре. Сложные системы подъемников позволяют на ограниченном пространстве, один над другим, устанавливать автомобили. Если система работает без сбоев, экономятся не только площадь, но и, что не менее важно, время. Вертикальная стоянка (ВС), устроенная возле торца дома, значительно дешевле, чем подземные гаражи, и, главное, дает возможность владельцу авто сразу же ехать, как если бы он спустился из квартиры в собственный гараж.
В то же время всегда есть опасение, что громоздкие сооружения испортят внешний вид столицы. Поэтому Юрий Лужков, который в принципе согласен с необходимостью развития вертикальных стоянок, не раз уже выступал против их установки в центре (например, в районе Триумфальной площади). Разделяют его точку зрения и ведущие архитекторы. К примеру, как замечает архитектор Михаил Мандрыгин, установка этакого «монстра» с автомобилями внутри была бы грубой ошибкой. Куда разумнее либо разработать специальные дизайн-проекты, которые не пугали бы внешним видом, либо, если это невозможно, искать такие места для ВС, где они не слишком бросались бы в глаза.
Чего ждём?
Впрочем, главное здесь то, что сам по себе вопрос вертикальных стоянок, похоже, решен. На одном из совещаний Правительства Москвы, которое было проведено еще в апреле 2007 года, было объявлено о выделении 30 миллионов рублей, которые пойдут на проведение эксперимента по созданию автоматизированных вертикальных стоянок. На том же совещании говорилось, что уже до конца первого полугодия будет решен вопрос выделения земельных участков под ВС. Юрий Лужков высказал пожелание, чтобы таких стоянок в Москве было «очень много».
Пожелание мэра, безусловно, будет учтено, но весьма сомнительно, чтобы с проблемой удалось справиться в сжатые сроки. Сами же московские чиновники признают, что частные инвесторы не спешат участвовать в проекте. Как считает генеральный директор одной из консалтинговых компаний Оксана Крымина, причина тут, с одной стороны, в неуверенности, что подобные вложения успешно окупятся, а с другой — в отсутствии образцов, с которыми можно было бы ознакомиться.
Эксперт напоминает, что в прошлом году Юрию Лужкову была представлена автоматизированная вертикальная механизированная парковочная система Smart Parking южнокорейского производства, произведшая благоприятное впечатление, однако закуплена она не была. Как добавляет специалист Игорь Гречушников, параметры той вертикальной стоянки были очень хороши: стоимость — меньше 80 тысяч долларов, срок установки — 3 дня, вес — 14 тонн, площадь — не более 50 квадратных метров.
Может быть, именно поэтому московские власти и решили, что справятся с этим делом сами. Как сообщали средства массовой информации, Юрий Лужков поручил генеральному директору ОАО «Тушинский машиностроительный завод» Александру Башилову «разработать и внедрить в производство паркинги с автоматическим размещением машин». Однако весьма сомнительно, что наладить производство за несколько месяцев реально.
Еще сложнее вопрос качества. Согласитесь, если уж такую систему «заест», то это будет куда хуже, чем попасть в пробку, и об этом тоже открыто говорят специалисты. Тем не менее, уверены опрошенные нами эксперты, уже к концу года в Москве будет собственный опыт вертикальных стоянок.