Шли 70-е годы, приближалась московская Олимпиада. В одном из всесоюзных НИИ рассматривали проект скоростной транспортной системы, предложенный учёным секретарём, руководителем лаборатории Игорем Колпакчиевым. Задача была ясна: когда в Лужниках заканчивается очередной день соревнований, надо максимально быстро «растащить» десятки тысяч людей по разным уголкам города. Увы, финансирование урезали вдвое, и проект остался на бумаге. Минуло 30 лет, Олимпиада Москве сейчас не грозит, но то, что мегаполис не справляется с постоянно растущими транспортными потоками, ясно и ребёнку. Впрочем, Колпакчиев, ныне гендиректор НТЦ «Взлёт», мыслит куда шире: как Интернет обеспечил всеобщее информационное пространство, так и его проект Интертранс призван обеспечить мир единой транспортной системой.
«Идеальный винт»
«Люди стали более подвижны, объём воздушных перевозок удваивается каждые 7 лет. Грядёт «транспортная революция», неизбежно появление нового транспорта, который будет работать по принципу «от двери до двери», - говорит Игорь Николаевич.
«От двери до двери» - это значит, что не нужно тратить несколько часов, чтобы добраться до аэропорта и полировать лавку в зале ожидания. Пассажирский самолёт будущего должен подниматься и садиться вертикально, как вертолёт, но иметь скорости и обычные, и гиперзвуковые, и даже космические. А площадкой для него может стать хоть крыша дома.
Много лет Колпакчиев разрабатывал так называемую вихревую подъёмно-тяговую систему. Её теоретическая основа базируется на вихревых теориях создателя современной аэродинамики Жуковского. Он ввёл понятие присоединённых вихрей - когда лопасти винта заменяются системой вихрей. «Жуковский впервые сформулировал принцип «идеального винта», - говорит Игорь Николаевич, - а мы придумали, как его реализовать на практике. Причём винта как такового нет - это совершенно новая система тяги, принципиально отличная от современных авиационных систем. Тяга создаётся без вращения лопастей, и она равномерно, как у «идеального винта» Жуковского, распределена по рабочей поверхности».
Если снабдить такой «вихрелёт» атмосферно-космическим двигателем, его можно выводить в космос с грузом или пассажирами на борту, уверяет Колпакчиев. В этом случае при перелёте, скажем, из Нью-Йорка в Москву не нужно десять часов трястись на высоте 10 тыс. метров - можно за полчаса «проколоть» атмосферу, выйти в открытый космос, а оттуда «спикировать» на землю и сесть в нужной точке. Продолжительность полёта в этом случае займёт всего один-два часа!
Такому «ковру-самолёту» потребуется топливо. И понятно, что это не бензин или керосин. Во-первых, запасы нефти тают, во-вторых, к чему такое варварство в век передовых технологий? «Необходим накопитель энергии, установленный прямо на транспортном средстве, причём накопитель надёжный и эффективный, - продолжает Колпакчиев. - Учёные долго работали над аккумуляторными батареями и маховиками для автомобиля. (Об одной такой разработке «АиФ» недавно писал - см. «Супермаховик профессора Гулиа» в № 21. - Прим. авт.) Но в маховиках при вращении происходит вытягивание связующего компонента - грубо говоря, клея. Мы нашли материал, который не расслаивается под действием центробежных сил. При особых условиях его прочность на порядок выше стали. Он выполнен на основе нанотехнологий, и из него должно состоять рабочее тело маховика, который мы назвали гипермаховиком. В нём целый ряд оригинальных технических решений, делающих его идеальным накопителем энергии. Он пригоден как для наземного транспорта, так и для летательных аппаратов. Расчёты показывают, что с одной заправки электроэнергией (а с гипермаховиком стыкуется электромотор-генератор) можно проехать до 2 тыс. км! Это как от Москвы до Сочи по прямой. Реально же можно проехать и 10, и 12 тыс. км за счёт того, что энергия будет возвращаться при спусках и торможении опять в маховик. Так реализуется постулат: в идеале энергия транспорту почти не нужна. А электромобиль с гипермаховиком способен ездить на одной заправке всё лето»!
Когда закончится нефть
ПРОЕКТЫ Игоря Николаевича Колпакчиева существуют лишь на бумаге. англичане предлагали учёному остаться у них, сменив гражданство. Он этого делать не пожелал. Проявляли интерес и другие страны. Только на родине ему все эти годы настойчиво рекомендовали не заниматься «экотранспортом», потому что в стране достаточно нефти.
…Он показывает эскизы. Вот мобильная система «Бумеранг»: в фургон помещён контейнер с 5-6 модулями вертикального взлёта (см. рисунки). Снабжённые гипермаховиками, эти модули покидают контейнер и под управлением оператора, остающегося в кабине на земле, совершают различные действия - например, ведут разведку, патрулируют городские улицы или опрыскивают сельхозугодья. Вот лёгкий одноколёсный самолёт «Сафари» - тот самый «ковёр-самолёт» на вихревой тяге, садящийся на крохотную площадку. Есть ещё бизнес-самолёт «Парабола», автолёт «Кенгуру», складной (!) одноместный самолёт, экомобиль, гиромобиль - в общем, голова кругом идёт. А вот и то, с чего всё начиналось, - скоростная модульная транспортная система. Принцип «от двери до двери» - от дома до аэровокзала или взлётной площадки.
Игорь Колпакчиев надеется, что мировая «транспортная революция» начнётся в России. И тогда страна обеспечит себе экономическое процветание.