Благотворительные организации не могут закрыться на карантин или уйти на каникулы: у болезней, старости и бедности выходных не бывает. Кто и как помогает медикам, а также 2 млн людей, оставшимся из-за коронавируса без лекарств, продуктов или работы?
Об этом АиФ.ru рассказала PR-директор Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров» Ольга Вохмянина.
Поддержать пожилых
— В середине марта, когда по всей стране стали закрываться офисы и учреждения и отменяться любые мероприятия, российские благотворители готовились к худшему сценарию: падению сборов, остановке программ, роспуску сотрудников и волонтёров. Между тем кризис демонстрирует небывалое единство и активность неравнодушных граждан.
Если в мирное время чаще всего жители нашей страны помогали детям (сиротам, тяжелобольным), а также малоимущим и религиозным организациям, то в пандемию стали чаще жертвовать (деньги, вещи, продукты) на поддержку пожилых людей. Ну а медикам помогают сейчас преимущественно крупные корпорации.
А вот в Китае сферу здравоохранения и медицины серьёзно профинансировали частные фонды известных лиц (например, фонд актёра Джета Ли), а также ассоциации выпускников вузов — последние пожертвовали более 20 млн дол. и 1 тыс. тонн медикаментов.
В России сегодня насчитывается более 4 тыс. реально работающих благотворительных организаций, и более половины НКО уже отмечают сокращение пожертвований. Серьёзную поддержку российским организациям, которые из-за карантина рискуют оставить тысячи людей без привычной помощи, оказали частные фонды. Так, Фонд Тимченко и Фонд Потанина выделили в общей сложности более 2,3 млрд руб., чтобы поддержать текущие проекты и деятельность НКО.
В Великобритании эту проблему частично решает правительство. Организациям, деятельность которых невозможна в самоизоляции, государство выдаёт гранты, покрывающие 80% зарплаты сотрудников.
От крупного бизнеса
Почти половину всех средств на благотворительность в России ежегодно даёт крупный бизнес. И сегодня он проявляет понимание и поддержку: несмотря на коронавирус и экономическую нестабильность, 56% компаний, по данным опроса Форума доноров, планируют либо сохранить, либо даже увеличить объёмы благотворительной поддержки. Примечательно, что в нашей стране этот показатель на данный момент на 11% выше, чем в среднем по миру.
Бизнес помогает и деньгами, и собственными ресурсами. Например, «Нестле Россия» выделила более 30 тонн своей продукции волонтёрам, чтобы те доставили продуктовые наборы пожилым, многодетным и лицам без места жительства. Русская медная компания отправила 3 самолёта с гуманитарной помощью (экспресс-тесты, аппараты ИВЛ и др.) жителям и медработникам Урала, а СИБУР и «Нетканика» расширяют сотрудничество, чтобы обеспечить медиков качественными масками и защитными костюмами, изготовленными из полипропилена гигиенического назначения.
МТС открыл бесплатный онлайн-сервис по подготовке школьников к ЕГЭ и клуб для совершенствования английского языка; но не у всех есть техника, чтобы начать домашнее обучение — поэтому компания «ФосАгро» закупила ноутбуки для школьников и педагогов в городах своего присутствия. Есть ещё много и много других примеров.
Какие проблемы обнажились?
Пандемия обнажила проблемы, о которых многие даже не подозревали, и справиться с ними в одиночку государство просто не в силах. Между тем до сих пор в России немало трудностей, которые мешают бизнесу жертвовать волонтёрам и медучреждениям. Среди них отсутствие информации о том, кто и в чём нуждается, а также законодательные ограничения.
Первую проблему уже успешно решили за рубежом « там укрепилась так называемая «практика сведения». Часто у фармацевтических, IT- или других компаний есть оборудование, которое нужно фондам не меньше, чем деньги, и помочь им найти друг друга призваны специальные платформы.
Британская инициатива «Бизнес — местным сообществам» связывает НКО, которым нужна помощь, и доноров, которые готовы её дать. В результате в Англии к началу апреля более 200 фондов нашли поддержку через этот портал. А китайские программисты с января собирали данные о спросе и предложении масок и медикаментов по всей стране и таким образом помогли избежать дефицита. Справившись с эпидемией у себя, китайский Фонд Fosun стал передавать произведённые аппараты ИВЛ и средства индивидуальной защиты по запросам в Италию, Индию и США.
В отличие от информационной проблемы, часть юридических вопросов, к счастью, в России удалось решить — в экстренных условиях власти пошли навстречу НКО и компаниям. Первые обратились к государству за льготами для бизнеса (до этого магазину, например, дешевле было выбросить продукты, чем отдать их на благотворительность), а вторые попросили у государства налоговые каникулы для НКО, чтобы те смогли избежать неподъёмных расходов и сохранить свою работу.
Фотоистории про филантропию
Сложные исследовательские задачи требуют объединения ресурсов, поэтому за рубежом особенно много партнёрских, а не одиночных проектов. Так, Фонд Билла и Мелинды Гейтсов, компания Mastercard и британский фонд Wellcome объединились и направили 125 млн дол. для разработки антикоронавирусной терапии.
Благотворительные фонды пивных компаний (Tuborg и Carlsberg) выделили почти 15 млн дол. на поддержку молодёжи, пострадавшей от коронавируса, на восстановление работы музеев в Дании, а также для исследований поведения общества в период различных эпидемий.
При этом все — благотворители, волонтёры, представители НКО — уверены в одном: ставший беспрецедентным испытанием для филантропии коронавирус, конечно, закончится, но серьёзно изменит благотворительность во всём мире.
Когда-нибудь мы все будем вспоминать эти месяцы, и лучше всего расскажут о них истории и фотографии волонтёров и общественников. Поэтому в нынешнем году Ассоциации фондов европейских стран поддержала российский конкурс фотоисторий о филантропии «ОБЪЕКТИВная благотворительность» (FOCUS: Philanthropy).
Его организаторы, кстати, приглашают всех желающих начиная с 5 мая принять участие в фотоконкурсе или проголосовать онлайн за понравившиеся работы на сайте проекта: http://www.donorsforum.ru/