Сергей Тетюхин: «Русский мат доходчивее тактических схем»

Фото: АИФ

«Русский мат доходчивее тактических схем, которые так любят иностранные тренеры», - считает волейболист Сергей Тетюхин.

   
   

Он пришёл в команду ещё в прошлом веке. Атланта, Сидней, Афины, Пекин… После олимпийской «бронзы» в 2008 г. сказал: «Всё, в сборную ни ногой, уже 33». Но не получилось: у него - без команды, а у команды - без него. Тетюхин и сейчас, после «золота»-2012, говорит: «Всё, уже 37». «АиФ» сомневается и спрашивает у уникального волейболиста: «Неужели дошёл до точки?»

- Точка. Не передумаю. Есть молодые ребята, и они должны готовиться к Играм в Рио… Но я ухожу только из сборной. Сейчас переведу дух и буду готовиться к чемпионату России. Пока не могу без волейбола. Не угасает желание. Именно оно даёт силы биться с 20-летними. А тренер­ская карьера? Пока не тянет. Особенно когда смотришь на Владимира Романыча (Алекно, тренер сборной. - Ред.). Это кошмар, конечно! Столько сил и здоровья надо иметь, чтобы руководить командой. Хотя, может, пройдёт время - и передумаю.

Не в деньгах счастье

                                                               
Досье
Сергей Тетюхин родился в Узбекской ССР в 1975 г. Многократный призёр чемпионатов мира и Европы. Олимпийские достижения: «серебро» на Играх-2000, «бронза» в 2004-м и 2008-м, «золото» в 2012-м. Доигровщик ВК «Белогорье».

«AиФ»: - Алекно, придя в сборную, сам отказался от зарплаты и игроков к этому призвал. Призыв тренера все приняли?

«С.Т.»: - Конечно. Правильно Романыч всё сделал. Сборная - не то место, где сидят на зарплате. Не за деньгами люди идут в национальную команду.

«AиФ»: - Зарплаты нет, зато победа в олимпийском финале над бразильцами принесла вам неплохие призовые...

«С.Т.»: - И призовые, и внимание. А как иначе? Я думаю, что у людей, которые выиграли олимпийские награды, должен быть особый статус. И, надо признать, в стране сейчас много для этого делается. Другое дело, что неправильно говорить только о медалистах. Любой член сборной достоин особого к себе отношения, потому что люди четыре года пашут ради того, чтобы попасть на Игры... Мне очень обидно за поколение спортсменов, выступавших за сборную 30-40 лет назад. Они забыты. Как они живут, на что - никому по большому счёту не интересно: ни чиновникам, ни СМИ. Разве это правильно?

   
   

«AиФ»: - Вас ведь отец привёл на волейбольную площадку?

«С.Т.»: - Да, папа у меня уникальный. Он тренер, который умеет влюбить в волейбол. У него мои старшие сыновья занимаются - Иван и Павел. За уши от тренировок не оторвёшь...

«AиФ»: - А вам не кажется, что, когда речь заходит о нашем спорте, мы в основном говорим про уникальных людей, которые добиваются своего вопреки системе?

«С.Т.»: - Я общался сейчас со многими в Лондоне. Везде ситуация непростая. Люди работают на энтузиазме, тянут и тянут. Как менять систему? Понятно, что надо начинать с детского спорта. Туда привлекать специалистов, заинтересовывать их. Ведь были же все эти спортинтернаты, откуда шли потоки спортсменов. Нужны программы и финансирование. Хотя я уверен, что день­ги выделяются, но не доходят по назначению... В спортивной медицине отстаём: неважно с диагностикой, с реабилитацией.

Вот сам говорю, и получается: куда ни плюнь - везде плохо. Но это не так. Просто так устроена Россия: не можем мы, чтобы везде всё и сразу было хорошо.

Бразильский сериал

«AиФ»: - Всё будет хорошо, и россий­ские футболисты смогут, как и вы, обыграть бразильцев, да?

«С.Т.»: - Мы ведь тоже лет 8 не знали, как подступиться к бразильцам, не могли ничего сделать против их скоростного волейбола. А потом... Может, игроки поменялись, может, взгляды, но мы научились с ними справляться. То на одном турнире «зацепим», то на другом. Затем «зацепим» уже переросло в уверенность: «Можем!». Хотя, конечно, нам в этом плане проще, чем футболистам: мы более конкурентоспособны.

Откровенно говоря, я сильно переживаю за футболистов. Все эти гонения, обвинения после проигрыша на Евро, мне кажется, были чрезмерными. Не думаю, что в сборной, как пишут, были шапкозакидательские настроения, что все футболисты думали только о деньгах. Неправда. Что-то не так было в организации самой игры, может, тренер что-то упустил… Но никак не отсутствие желания.

«AиФ»: - В Пекине-2008 нашу женскую волейбольную сборную тренировал итальянец Капрара. Когда команда проиграла в 1/4 финала китаянкам, он сказал: «Причина поражения - в менталитете. Россиянам не хватает трудолюбия». Может, есть в его словах про менталитет доля истины?

«С.Т.»: - Проще всего всё спихнуть на российский менталитет. Что ещё остаётся говорить проигравшему тренеру? Нежелание работать - это наш менталитет? Ерунда! Я бы не сказал, что итальянцы - такие уж сильные работяги. Наша проблема в другом: мы либо слишком эмоционируем, что мешает показывать свои возможности, либо начинаем недооценивать соперника и чересчур расслабляемся, т. е. золотой середины нет. Это и про нашу сборную в том числе. Мы можем разорвать любую команду, но можем и проиграть любой. Где-то не хватает уверенности и самообладания. Но именно эту проблему и должен решать тренер, ведь он видит игроков каждый день и обязан знать, что у них в голове, что в семье.

А иностранец… Был момент, когда мы в полуфинале чемпионата Европы обыгрывали французов в пятой партии 13:9, а потом вдруг за одну расстановку «уплыли». Баньоли (итальян­ский тренер сборной России в 2009-2010 гг. - Ред.), похоже, до сих пор не понимает, почему тогда проиграли. Был бы русский тренер, он, наверное, почувствовал бы неладное, покрыл бы нас матом... Или, наоборот, погладил бы по голове. Это было бы доходчивее, чем тактические схемы и рассчитанные цифры, которые любят иностранцы. Ни фига это не работает. Нам иной раз лучше под зад дать, чтобы был результат... Вот и сейчас к футболистам по­звали итальянца Капелло... Хотя вдруг Капелло - гениальный тренер и сможет понять, что такое русская душа?

«AиФ»: - При всём уважении к вашему мужскому «золоту» главной опорой нашего спорта уже которое десятилетие являются женщины. Неудобно как-то получается, согласитесь...

«С.Т.»: - Они не только в спорте опора. В нашей семье все вопросы, кроме волейбола, решает супруга. При этом наши девушки ещё и очень грамотные - они управляют, но вида не показывают. Всегда красиво всё обставляют, будто это мужчина так решил. И именно за это мы их сильно любим (смеётся). А в спорте понятно, что девчонки у нас «золотые» во всех смыслах. И атлетки, и гимнастки... Будем на них равняться.

Смотрите также: