Главное не победа. Сколько Шарапова и Аршавин зарабатывают на рекламе?

Андрей Аршавин и Мария Шарапова. Коллаж AIF.ru

Комментирует глава Национального агентства «Звезды и бренды» Вадим Кормилицын    
   

Аршавина больше нет в сборной. И потому он не получает на лондонский адрес посылки с чипсами от далёкой русской бабушки. Не пьёт газировку в компании с Месси и Кака и не рассказывает про то, что «Газпром» - национальное достояние…

Кто из спортсменов - в списке лидеров по непрофильным доходам? Сколько способны заработать на рекламе блондинка с ракеткой и пара фигуристов? Как бывший капитан национальной команды по футболу стал лицом, лишённым привлекательности? Об этом «АиФ» рассказывает эксперт, составляющий рейтинг рекламных гонораров российских знаменитостей.

Просто Мария

- Синхронистка Наталья Ищенко сделала в воде, казалось бы, невозможное - 16 побед на чемпионатах мира, 3 олимпийских «золота»… Наташа вошла в историю спорта, но оказалась за пределами списка самых богатых атлеток мира, который возглавляет Мария Шарапова.

Парадокс: Шарапова никогда не выигрывала Олимпиаду и вот уже 7 с лишним лет не может подняться на вершину теннисного рейтинга. При этом она самая состоятельная спортсменка не только России, но и мира. Своим финансовым благополучием теннисистка обязана отнюдь не призовым. За всю свою 10-летнюю карьеру она смогла заработать на корте 24,7 млн долл. Примерно столько же Шарапова получает в год от всевозможных рекламных контрактов. Мобильные телефоны, одежда, украшения, напитки, агентство недвижимости… История Шараповой - о том, что лицо продаётся лучше спортивных достижений, особенно если над этим лицом поработать. 

Здесь надо отдать должное не только крупнейшему рекламному агентству, с которым сотрудничает теннисистка, но и её отцу, выполнявшему по совместительству функции менеджера. Элегантная блондинка. Никаких скандалов, никаких откровенных съёмок, никакой рекламы тампонов, как у американки Уильямс. И даже сюжет про несостоявшуюся свадьбу с баскетболистом добавляет образу Шараповой романтический «ингредиент».

Так устроен рекламный рынок. Цинично, но количество мельканий в журналах, телевизоре стоит дороже любых медалей. Возьмите хотя бы Курникову, которая, по оценкам, до сих пор имеет 8-10 млн долл. в год от рекламы различных товаров. Если отбросить в сторону сексапильную внешность и роман с Иглесиасом, то получится, что Аня - спортсменка второго эшелона, толком ничего не выигравшая.

   
   

Опять же многомиллионные рекламные гонорары по определению невозможны в синхронном плавании. Решающим фактором является популярность вида спорта. Чем больше ­аудитория болельщиков, тем больше интереса компании проявляют к спортсменам и, соответственно, тем весомее предлагаются контракты. В этом плане теннис и футбол впереди планеты всей… Хотя есть исключение - гольф. Пусть истинных любителей этого вида спорта немного, зато их покупательский потенциал очень велик. Гольф - удел элиты, поэтому те корпорации, которые хотят позиционировать себя со сливками общества, готовы платить гольфистам бешеные деньги за рекламу. Так, производитель экипировки подписал в этом году рекордный контракт с лидером мирового гольфа ирландцем Макилроем, по которому тот в течение 10 лет разбогатеет на 250 млн долл.

Быть в ТОПе

Ближайший российский преследователь Шараповой в рейтинге рекламных гонораров - Александр Овечкин. Его доходы гораздо скромнее теннисных в силу того, что поклонников у мужчин с клюшками меньше, чем у женщин с ракетками. Мы полагаем, что сотрудничество со спортивными брендами, компаниями, производящими газированные напитки, средства для бритья и т. д., пополняет его счёт суммой порядка 4 млн долл.

Андрей Аршавин, Елена Исинбаева, Евгений Плющенко - спортсмены, которые ещё пару лет назад входили в ТОП-5 по рекламным заработкам, - сейчас покинули элиту «непрофильных доходов». Исинбаева (получала, по оценкам, около 2 млн долл., рекламируя дезодоранты, технику) неуспешно выступила на Олимпиаде, что охладило пыл спонсоров. Плющенко на пике интереса к нему получил контракт от косметической фирмы (по оценке 500-600 тыс. долл.), но сегодня проблемы со здоровьем у фигуриста и неопределённость с будущей карьерой сказываются на интересе рекламодателей. 

С Аршавиным вообще отдельная песня. Игрок, по нашим расчётам, зарабатывал порядка 3 млн долл. в год на рекламных контрактах. По мировым меркам, это скромная величина, но ни один российский футболист за своё лицо никогда прежде столько не получал. Из «бронзы», выигранной на Евро-2008, и перехода в лондонский «Арсенал» Аршавин выжал максимум.  Одежда, продукты питания, пластиковые окна и даже покер, продвижение которого, по оценкам, принесло ему 500 тыс. долл. Такое впечатление, что футболист не отказывался ни от каких предложений… И всё было хорошо, пока сборная во главе с Аршавиным не провалилась на Евро-2012. И мало поражения, так ведь ещё капитан, вместо того чтобы закрыться у себя в номере и молчать, произнёс незабываемую фразу «То, что мы не оправдали ваши ожидания, - это не наши проблемы». После этого безобразного поведения банки газировки с

изображением Аршавина стали пропадать из продажи. По ощущениям, его имя вызывало такой негатив, что компании предпочли «отпрыгнуть» от футболиста подальше. Добавьте сюда и то, что Аршавин сидит на скамейке запасных в «Арсенале» и не играет за сборную. Не думаю, что мы скоро увидим Андрея на экране телевизора - будь то трансляция матча или рекламная пауза.

Тайсон  будет наш?

Из других спортсменов я бы выделил Николая Валуева, чьи гонорары могли бы составлять порядка 600-800 тыс. долл.  (самое весомое достижение - контракт с оператором сотовой связи). Помимо боксёра-депутата активно мелькают Алексей Тихонов и Мария Петрова. Образ счастливой семейной пары привлекает рекламодателей, что позволило фигуристам заработать на продвижении чая, лекарственных средств и недвижимости, думаю,  около 500-600 тыс. долл.

При этом я уверен, что скоро на отечественном рекламном рынке наших спортсменов могут потеснить иностранцы. Знаю, что тем же Майком Тайсоном компании интересуются. Конечно,Бекхэма или Месси Россия пока не потянет. Слишком избалованы эти ребята предложениями, слишком разборчивы. Но вот звезду среднего класса вполне можем заманить. В конце концов, если Брюс Уиллис рекламировал российский банк (контракт, по оценкам, составил 1 млн долл.), то почему бы и Тайсону не стать новым лицом госкорпорации.