И хотя его не так просто разглядеть в воде, миллионеры - о чудо! - сами подходят и удивлённо цокают языками. Завидуют, значит. На территории Санкт-Петербургского яхт-клуба от обилия белоснежных лодок-красавиц разбегаются глаза. Напротив яхты «Атлантика» из воды торчит чёрная башенка с иллюминаторами. «Это и есть мой «Кит», - говорит Пучков, по пирсу подводя меня к башенке. - Зарегистрирован как надводное гребное судно». На самом-то деле судно не надводное, а подводное, просто такого термина в классификации нет. «Кит» - первая в России частная подводная лодка. Причём миниатюрная - места в ней хватает лишь на двоих, а длина не превышает пяти метров.
На педалях
КАК и все советские мальчишки, Миша Пучков зачитывался романами Жюля Верна. Особенно нравились книги про капитана Немо и подводные путешествия. Хотел и в армию попасть служить на подлодку. Но вместо этого угодил в танковые войска, да ещё в Афган.
«Там, в Кандагаре, я решил: после дембеля начну строить субмарину», - вспоминает Пучков. Вернувшись домой, взялся за реализацию детской мечты. Она воплощалась на чердаке родительского дома: сначала появился каркас, на него наклеивались листы обшивки… Всё приходилось делать своими руками, вплоть до велосипедных педалей. При чём тут они? Дело в том, что изначально Михаил задумал субмарину на педальной тяге. Да-да, сидя в тесной кабине, крутить педали, которые в свою очередь вращают винт. Весной 1988-го лодка была готова.
Идея была такая. На грузовой машине тайком привезти её в Ленинградскую область (далеко бы он отъехал, если бы вёз своё изделие в открытую?), там спустить на воду в речушку Тосну, впадающую в Неву, доплыть до Финского залива, а после… «Вы хотели сбежать в Финляндию, что ли?» - я пытаюсь разглядеть в простом рязанском лице черты диссидента. «Да нет, никогда я не был противником советской власти, не в этом дело. Просто хотелось попасть в море, но как это сделать незаметно? Ведь иначе сразу бы замели».
Поначалу всё шло по плану: крутя педали, Михаил приближался к Ленинграду, но перед входом в черту города решил остановиться, перекусить. Завёл лодку в ближайшую заводь - и… угодил в сети. Оказалось, что заводь предназначена для отлова брёвен, плавающих по Неве. Вытащить субмарину в одиночку не удалось. Только приехавшие утром рабочие подсобили незадачливому подводнику. Пока он грелся у костра, рядом объявились и люди в погонах. Следом другие, уже посерьёзнее: «Кто такой? Куда и зачем плывёшь?» Выяснилось, что Михаил «пришвартовался» вблизи судостроительного завода, который, кроме всего прочего, выпускал военные минные тральщики. «У них режимное предприятие, а я там в трусах перед проходной расхаживал, - смеётся он. - Гэбэшники в моём костре ковырялись - искали остатки фотоплёнки». В общем, всё-таки замели.
Авантюра жизни
ПОКА Пучков сидел в СИЗО, целая группа следователей наведалась в Рязань - собирать о нём информацию. Установили, что «чист». Тогда Михаила отвезли на погранбазу, где две недели испытывали его чудо-подлодку. На радость военным она оказалась не видна на радарах - такой вот у неё материал обшивки. Для шпиона - просто находка. Однако в стране шла перестройка, и через несколько лет об этой затее просто забыли. А Пучков из Рязани переехал в Питер, чтобы всё-таки осуществить свою мечту - прогуляться на субмарине по Финскому заливу.
…Я забираюсь в его «Кит». Он давно уже не на педальной тяге. Есть движок в восемь «лошадей», работающий на 80-м бензине и позволяющий развивать скорость до 8 км/ч. Система сложная, ведь выхлопы не должны попадать в кабину. Есть антенна GPS и перископ. Внутри - панель с тумблерами и циферблатами. Стоп, а где же сиденья? «Поставлю, когда отправлюсь в поход, - отвечает Михаил. - Как раз в августе собираюсь. Всё-таки хочу дойти до Финляндии. Наберу бензина про запас, провизии. Воздуха, правда, хватает на два часа, но я всплываю, проветриваю кабину - вон видите воздухозаборную трубу? - и дальше иду».
Уже прощаясь, он задумчиво произносит: «Вот все спрашивают: зачем это нужно? А я и сам ответа не знаю. Понимаете, за такие крупные дела человек может только в молодости браться, взрослому это и в голову не придёт. Это же авантюра всей жизни».
Я понимаю: воплотить детскую мечту - зачастую действительно авантюра. И таких «авантюристов» среди нас, увы, немного.
Смотрите также:
- Дмитрий Писаренко: Где на ледоколе заняться спортом →
- Наш конкурс «счастливых историй» продолжается →
- Ирэн Булатова: Жгучее 1 сентября →