«Можно вас на минутку?» Как обеспечивается безопасность пассажиров в метро

Сначала пассажирский поток «сканируют» люди, потом подключается спецтехника. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Какой вердикт?

Трагедия, случившаяся 15 июля 2014 г. на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар», унесла жизни 24 человек (ещё 188 получили ранения). Многочисленные экспертизы показали, что поезд сошёл с рельсов из-за стрелки, закреплённой всего-навсего проволокой. Обвиняемые - Анатолий Круглов, Валерий Башкатов, Алексей Трофимов и Юрий Гордов - признаны виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метро­политена. Они получили от 5,5 до 6 лет лишения свободы.

   
   

Читайте также: Кровь в метро. Ужас «Славянского бульвара» затмил кошмар на «Авиамоторной»

Но вынесение приговора не означает, что расследование крупнейшей аварии в истории столичной подземки закончилось. «Следствие намерено привлечь к уголовной ответственности не только работников, чьи действия прямо привели к трагедии, - заявил Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ. - Сейчас на завершающей стадии расследования находится уголовное дело в отношении 6 руководителей и работников Московского метрополитена. Кроме того,  устанавливается степень вины иных сотрудников метрополитена, а также организаций, которые были обязаны организовать и осуществлять строительный контроль за работами по укладке стрелочного перевода, но не сделали этого».

Важно не только разобраться во всех деталях уже случившейся трагедии, но и сделать всё, чтобы подобное не повторилось. Ведь столичный подземный транспорт продолжает активно строиться и ремонтироваться (это видно всем пассажирам, потому что регулярно ограничивается или временно прекращается движение на отдельных участках разных веток. Кстати, обо всех запланированных работах можно узнавать на сайте mosmetro.ru).

За подрядными организациями и за собственными сотрудниками, которые принимают участие в строительных работах, установлен жесточайший конт­роль. Но достаточно ли этого? Ведь преступная небрежность - не единственная причина, по которой способна произойти авария на станциях, эскалаторах или в тоннелях. В многомиллионном потоке пассажиров могут скрываться неадекватные граждане, которые спускаются под землю вовсе не для того, чтобы доехать из точки А в точку Б. Реально ли вычислить таких «пассажиров» своевременно?

«Можно вас на минуточку?»

Именно этим и занимаются несколько тысяч контролёров, сотрудников полиции и службы безопасности подземки. Например, ни для кого не секрет, что ещё в вестибюлях станций всех входящих «тестируют» на потенциальную опасность. Это делает более 930 инспекторов. И если появляются хотя бы малейшие подозрения по поводу конкретного гражданина, его остановят до того, как он пройдёт через турникет. «Ежедневно в ходе досмотровых операций инспектора транспортной безо­пасности выявляют более 100 запрещённых к перевозке предметов: ножей, травматического и пневматического оружия, - рассказал Владимир Муратов, начальник Службы безопасности Московского метрополитена. - Проверка багажа с помощью рентгенотелевизионных установок занимает всего пару минут, однако именно эти проверки обеспечивают всестороннюю защищённость пассажиров на станциях».

Читайте также: Кому вредно проходить через рамку металлоискателя в метро?

   
   

Кстати, в последнее время этот «охранный рубеж» стал ещё эффективнее - с начала осени количество досмотренных пассажиров увеличилось на 77% (в октябре проверку с помощью спецоборудования ежедневно проходили порядка 96 тыс. пассажиров). Зачастую интерес вызывает не человек, а его багаж, который просканировать можно быстро и надёжно. С начала 2015 г. этой процедуре подверглось свыше 5 млн сумок, чемоданов и баулов. А тем пассажирам, кто не успел вскочить в поезд из-за того, что его объёмный рюкзак просвечивали, можно сказать только одно: «Вы уверены, что в вашем багаже ничего криминального нет, а по поводу сумок окружающих вас незнакомцев вы готовы сказать то же самое?» Так что подождите минуту-другую...

Как вы догадываетесь, инспектора работают не только в вестибюлях, ведь нужно выискивать и тех нарушителей, которые пытаются проникнуть в закрытые для пассажиров зоны. В прошлом месяце было пресечено 17 попыток проникновения в тоннели и 27 - в вентиляционные шахты и на открытые участки метро. Поклонники экстремальных экскурсий и селфи упорно не хотят понимать, что могут невольно повредить оборудование и спровоцировать аварийную ситуацию. Кстати, именно поэтому за незаконное проникновение в запретные зоны можно понести не только административную, но и уголовную ответст­венность.

Ну и последнее. В московском метро много полиции, в том числе стражей порядка, которые работают со служебными собаками (чьи носы способны уловить в воздухе даже самый слабый след от взрывчатки или наркотика). И документы у пассажиров спрашивают часто. Отнеситесь к этому с пониманием. А если увидите бесхозную сумку или пассажира, который ведёт себя странно, не поленитесь - найдите сотрудника метро и сообщите ему об этом. Ведь все мы хотим одного - целыми и невредимыми приехать к своим родным и близким.