- У нас с самого начала было маловато прихожан. Дальше - только хуже, с каждым годом их становилось всё меньше и меньше. Когда после молитвы запускали по кругу блюдо для пожертвований, собиралось мелочи лишь на пару евро… Люди словно в насмешку часто клали конфеты и леденцы. «Бог вам поможет...» Увы, не во всём. За помещение надо платить земельный налог, зимой подключать газ для отопления, летом - нанимать уборщиц. Мы полностью погрязли в долгах, было принято решение продать здание. Но я и не подозревал, что церковь купят, дабы потом превратить в мечеть…
Справа от минарета
На улице Штейндамм (рядом с главным вокзалом Гамбурга) в пятницу столпотворение. Первая мысль: «А это точно Германия?» Множество магазинчиков и кафе с арабской вязью, женщины в парандже с закрытым лицом, мужчины в длинных одеждах, африканки в пёстрых накидках. Торговцы громко расхваливают свой товар - пахлаву и чай. Ощущение, что я нахожусь в Ираке или Египте. Интересуюсь по-немецки, как пройти к мечети, - меня не понимают. Спрашиваю на арабском. Отводят к переходу и показывают на минарет: «Вон там, справа». В Гамбурге поселилось 200 тыс. иммигрантов из исламских стран, и это ещё мало: в Дуйсбурге каждый пятый житель - турок или араб. В марте Центральный совет мусульман ФРГ потребовал от властей сделать праздником Рамадан, уравняв его с Рождеством. Правительство отказало.
- Лично я не вижу тут особых сложностей, - уверяет меня богослов из Пакистана Амир Достуми. - Представьте, если бы церковь превратили в склад овощей или секс-шоп. Это лучше? Нет, я всё понимаю - христианам такие вещи наверняка неприятны. Но если они такие хорошие верующие, то для чего тогда бросили храм на произвол судьбы? Мусульманам негде молиться - мы собираемся на квартирах, в гаражах, чуть ли не в подвалах. Купить же готовое помещение для культа дешевле, чем строить с нуля…
«Мы любим Германистан»
Случай в Гамбурге - не единичный. В последние годы переделка церквей в мечети стала в Германии обычным явлением: исламские общины приобрели здания бывших христианским храмов в Берлине, Дюссельдорфе и Кёльне. «Внешний вид церкви, если она имеет историческую ценность, исправлять запрещено, - объяснили мне в Центральном совете мусульман ФРГ. - В таком случае мы просто сменим кресты на полумесяцы и, если потребуется, достроим рядом минарет». В Дуйсбурге турецкие иммигранты заявляли, что готовы купить католическую церковь Петра и Павла, поскольку она уже год как обанкротилась. После этого местные христиане поспешно объявили сбор денег, и вскоре в церкви возобновились богослужения. Имама главной мечети Дуйсбурга это не смутило - он выразил надежду, что скоро ВСЕ пустующие христианские храмы города перейдут в собственность мусульман. «Конвертация» церквей в мечети вызвала шквал статей в прессе и яростные комментарии обычно флегматичных немецких политиков и священников. Епископ Ганс-Йохен Яшке высказался жёстче всех: «Это вовсе не пример мирного существования двух культур, а прямое поглощение христианства исламом».
- Лично я уже давно не был в церкви, - признаётся журналист Мориц Штибер. - Молодёжь и вовсе игнорирует веру - Рождество воспринимают как выходной день и повод хорошо выпить. Казалось бы, чего беспокоиться? Мусульмане-иммигранты составляют всего 5% от населения Германии… Однако с 1980 г. их число увеличилось в 10 раз! Немцы почти не заводят детей, население стремительно стареет. А это значит, что ФРГ превращается в страну пенсионеров. Работать некому - мы будем вынуждены приглашать больше гастарбайтеров из бедных государств. Но иммигранты не становятся немцами, как мы мечтали. Даже Меркель признала, что программа мультикультурализма провалилась. Скорее они постараются сделать нас турками, насаждая в Германии свои порядки. Церквей под полумесяцем будет только больше.
…Я выхожу на улицу из мечети, запахивая куртку - дует ледяной ветер. «Салам алейкум», - приветствует меня группа смуглых молодых людей. «Алейкум салам, - отвечаю я и спрашиваю на арабском: - Вам нравится здесь жить?» «Да, - кивает черноволосый парень. - Мы любим Германистан!» Остальные дружно смеются... Нынешняя ситуация в Германии - хороший пример для России. У нас нет сложностей со своими мусульманами: мы сотни лет живём как добрые соседи. Зато имеются проблемы с миллионами нелегалов из республик бывшего СССР. Само собой, российской экономике тоже не прожить без гастарбайтеров. Однако контроль за иммиграцией обязан быть крайне жёстким. Иначе получится так, что от хозяев станут требовать жить по правилам гостей, как это уже происходит в Германии…
Смотрите также:
- Игумен Валаама Панкратий: «Не дай Бог потрясений!» →
- Константин Кудряшов: Радость, атом и православие →
- Андрей Кураев: Сытые попы? →