«Рабочая лошадка» Ту-154. Самый массовый гражданский лайнер СССР

Самолет Ту-154. 1974 г. © / Юрий Королев / РИА Новости

Знаменитый советский самолет Ту-154 совершил свой последний гражданский рейс в России. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на авиакомпанию «Алроса».

   
   

Последний пункт назначения

«Алроса» оставалась последней в России компанией, в авиапарке которой были самолеты Ty-154М и Ту-134.

В мае 2019 года состоялся последний рейс Ту-134, после которого он был помещен в Музей истории авиации «Толмачево». Ту-154М с бортовым номером RA-85757 с 2002 года принадлежал Мирнинскому авиапредприятию, а в 2013 году вошел в авиапарк «Алросы».

«За последние 18 лет самолет налетал почти 27,5 тысячи часов. Только за время службы в авиакомпании „Алроса“ Ту-154М выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез свыше 160 тысяч пассажиров, 1224 тонны груза и 52 тонны почты», — цитирует РИА Новости пресс-службу авиаперевозчика.

Последний рейс лайнер совершил 28 октября 2020 года из города Мирного в Новосибирск, перевезя 140 пассажиров. Вывод его из эксплуатации происходит в связи с истечением сертификата летной годности. Ту-154М будет ожидать решения о своей дальнейшей судьбе в аэропорту «Толмачево».

Ту-154М борт RA-85628 около новосибирского аэропорта Толмачёво. Фото: Commons.wikimedia.org

Абсолютная новинка

В 1963 году в ОКБ Туполева начали разработку среднемагистрального самолёта нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18. Все предыдущие гражданские самолеты Туполева строились на базе ранее созданных военных машин. Ту-154 стал первым лайнером, создававшимся для пассажирских перевозок с нуля.

Новому самолету предстояло бороться с сильным зарубежным конкурентом — совершившим первый полет в феврале 1963 года Boeing 727.

   
   

Впрочем, и внутри страны новинке еще предстояло отстоять право на жизнь — параллельно КБ Ильюшина создавало конкурирующий проект Ил-72. В итоге конкурс выиграл туполевский вариант, который, по мнению заказчика, лучше учитывал последние достижения авиационной науки и техники.

Работу над проектом Ту-154 возглавляли заместитель Туполева Дмитрий Марков и руководитель отдела технических проектов Сергей Егер.

Среднемагистральный пассажирский самолет рассчитывался на перевозку 16-18 т коммерческой нагрузки на дальность от 2850 до 4000 км с крейсерской скоростью не менее 900 км/ч и 5800 кг на дальность до 7000 км с крейсерской скоростью 850 км/ч.

Для Ту-154 разработали оригинальную трехдвигательную схему: два двигателя разместили на пилонах с боков и один — внутри хвостовой части фюзеляжа. Машину сознательно создавали с избытком тяги, что делало Ту-154 не слишком экономичным. Однако это позволяло новому самолету спокойно работать в аэропортах с длиной полосы от 1500 м, в высокогорье и в жарком климате.

Ту-154 превосходил Boeing 727 не только в тяге, но и в крейсерской высоте полета. Если «американец» был рассчитан под полеты на высотах до 9150 м, то советский лайнер мог подниматься и на 12 000 метров.

Ту-154 в трёх проекциях. Источник: Commons.wikimedia.org

Первый рейс состоялся в 1972 году

3 октября 1968 года экипаж под командованием прославленного летчика-испытателя Юрия Сухова впервые поднял Ту-154 в небо. В 1969 году новинку представили на международном авиасалоне Ле-Бурже.

В 1971 году подошла стадия эксплуатационных испытаний предсерийных машин. Лайнеры совершали полета в города СССР, перевозя почту.

9 февраля 1972 года Ту-154 с регистрационным номером СССР-85016 совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва — Минеральные Воды, а уже в апреле того же года Ту-154 вышел на международные линии, совершив полет в Берлин.

Всего в КБ Туполева были разработаны 22 различных модификации данного лайнера. На базе Ту-154 были созданы опытные Ту-155 (самолет на сжиженном газе) и Ту-156 (самолет на жидком водороде).

В 1984 году в серийное производство поступила модификация Ту-154М, созданная под руководством Александра Шенгардта. На этой модификации были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ Соловьёва. Самолёты этой модификации имеют максимальную взлётную массу от 100 до 104 тонн.

Сборка фюзеляжа самолета Ту-154 на Куйбышевском авиационном заводе (ныне ОАО «Авиакор  авиационный завод»). 1971 г. Фото: РИА Новости/ Праздников

Надежно, но неэкономично

Ту-154 стал самым массовым отечественным реактивным пассажирским самолетом. В период с 1970 по 1998 годы было построено 918 самолётов семейства Ту-154, из которых 604 относятся к ранним модификациям, а 313 представляют собой модель Ту-154М. С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года, после выпуска борта № 998, «Авиакор» сообщил об окончании производства самолёта данного типа.

Начиная с 1980-х годов и вплоть до конца первого десятилетия XXI века Ту-154 являлся главной «рабочей лошадкой» отечественной гражданской авиации.

Главной причиной отказа от машин, еще не выработавших свой ресурс, с конца 1990-х стала низкая топливная эффективность двигателей. В условия капитализма перевозчики сочли, что «тушки» обходятся слишком дорого. В 2002 году из-за ограничений по уровню шума были запрещены полёты Ту-154 в страны ЕС без специальных шумопоглощающих панелей. С 2006 полёты Ту-154 (кроме Ту-154М) в Евросоюзе были полностью запрещены.

Пассажирский салон лайнера ТУ-154, выпускаемого на Куйбышевском авиационном заводе (сейчас ОАО «Авиакор — авиационный завод»). 1985 год. Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов

На Ту-154 продолжат летать силовики

Это означало начало конца для знаменитой машины. 17 ноября 2008 года все свои Ту-154 вывела из эксплуатации авиакомпания S7 Airlines. В 2009 году от Ту-154 отреклись «Россия» и «Аэрофлот», в 2011 году — «Уральские авиалинии». Сокращение авиапарка гражданских Ту-154 в России шло стремительно. Если к концу 2010 года в эксплуатации оставались около 100 лайнеров, то тремя годами позже — всего 41.

К ноябрю 2018 года, помимо «Алросы», Ту-154 продолжала эксплуатировать только одна компания в мире — северокорейская Air Koryo.

За все время эксплуатации в результате катастроф и серьёзных аварий был потерян 71 самолёт Ту-154. Лайнеры данной модификации пытались угнать 30 раз, при этом погибли 13 человек. Всего в происшествиях погибли 3078 человек.

Вывод Ту-154 из гражданской эксплуатации еще не означает полного прекращения его использования в России. Лайнеры остаются в структурах ФСБ, Минобороны, МВД и других силовых органов. Оттуда они, очевидно, уйдут не раньше чем появится достойная отечественная замена машине, которая десятилетиями верой и правдой служила людям.