О том, почему экипаж погибшего ТУ-154 решил дозаправиться в Сочи, мог ли на борту быть груз и сколько лет отмерено самолётам, АиФ.ru поговорил с заслуженным пилотом РФ, членом Комиссии при Президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрием Сытник.
Резкий взлет командира?
Елена Плотникова, «АиФ»: Юрий Михайлович, до сих пор непонятно, почему экипаж самолёта решил дозаправиться не в Моздоке, как планировалось, а в Адлере? Почему поменял курс?
Юрий Сытник: Это решение принимает командир корабля. Зачем лететь в Моздок, когда есть прекрасный аэропорт в Сочи? Сел да заправился. В Сочи безопасно, на высшем уровне обслуживание. В Моздоке некому почистить салон, заправить туалеты, а у командира самолёта не просто военные же летят... Салон за два часа полёта требовал уже, чтобы его почистили, чтобы на борт взяли питание, топливо, почистили туалеты, заправили водой.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/648fb4ebd1bc198a185a15ac60d1e01c.jpg)
— Говорят, что питание на борт не брали, только заправились и всё.
— Это говорят. А может, и брали. Кто знает?! Пассажиры летят все-таки, артисты летят — Ансамбль Александрова. Может быть, официально не брали? Но все подзаправились в Сочи. В Моздоке ни буфета, ни магазинов, ничего нет. А здесь нужно было еще пройти таможню, границу, этот же рейс за рубеж идёт. Все что-то из еды с собой взяли. Вот почему было принято решение в Сочи дозаправиться, а не на военном аэродроме Моздока. В Моздоке сел, солдат подошел с ружьём: «Забрали топливо и валите!». А кто заправит воду? Кто почистит туалеты? Кто салон почистит?
— Те, кто летал подобными рейсами, говорят, что там много свободного места — садишься где хочешь. И обычно все сгружаются в хвост. Не могла ли децентровка стать причиной падения?
— Диапазон центровок в салоне от 18 до 33. Чем больше сзади, тем легче взлетать. Но не бывает никогда, чтобы все сели в одно место. Даже психологи занимались этим, проводили эксперименты, определяли центровку, центр тяжести, и уже доказано научно, если делать свободную рассадку, то все сядут как надо. Но здесь все зависит от техники пилотирования, как командир взлетал. Может быть, там был резкий взлет? Чего я и побаиваюсь. Когда придут расшифровки, посмотрим. У каждого командира есть свой собственный почерк. Человек, который давно летает, знает возможности этого самолета, поэтому каждый взлетает по-своему. Я на нем летал больше 20 лет, и у меня на Ту-154 свой почерк выработан. Но для того, чтобы все это сделать, нужно было иметь хорошую подготовку. Мне, например, ее дали мои учителя в «Школе летчиков-испытателей». Кто обучал этого командира? Как он взлетал? Не знаю.
— А почему тогда части самолета на таком большом расстоянии друг от друга были?
— Вы сами и ответили на свой вопрос. Потому что если он разваливается в воздухе, части разлетаются очень далеко. Если просто срывается и компактно падает в воду, тогда только могут разнестись эти обломки течением, ветром, как угодно. А если на большой акватории все это разносилось, нужно посмотреть, где шасси, где остальные части.
Крушение самолёта Минобороны РФ в Чёрном море
![Цветы у здания Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Москве.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/c6c19b3ef03aa4cc24898443b3f97213.jpg)
![Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский возлагает цветы.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/225241afa319147bdffc41e83720b21f.jpg)
![Цветы у здания телерадиокомпании вооруженных сил РФ «Звезда» в Москве.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/aa061b58874a15960442f9661428bdd6.jpg)
![Женщина возлагает цветы у офиса международной общественной организации «Справедливая помощь» в память об Елизавете Глинке (Доктор Лиза).](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/3ead67beb333e178f909424f8530804e.jpg)
![Участники траурного митинга в Донецке по погибшим пассажирам самолета Минобороны РФ Ту-154.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/d6a08f12347c5f5c3aa0493991358e44.jpg)
![Цветы, возложенные у телевизионного центра «Останкино» к фотографиям журналистов.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/595075008dbee83f9795ad71779c4e6d.jpg)
Крушение самолёта Минобороны РФ в Чёрном море
![Поисково-спасательные работы в Чёрном море.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/719/98c6c9c15e6a26c819bb5488fbe62bdd.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/719/139ac94b2e04480e1bac3a1ac482631b.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/719/6aef1d53e1e174f5a5cfb9ac2d17905b.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/3683d02609610f176a067e6ed72b765c.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/a3fcebbab3b3f52882b764ebace633c0.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/432c3193c6cfe4f8d6a2c6e35cb85c6c.jpg)
![](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/98c888095dd2291a683146738fde0f5e.jpg)
![Цветы у здания Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова в Москве.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/c6c19b3ef03aa4cc24898443b3f97213.jpg)
![Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский возлагает цветы.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/720/225241afa319147bdffc41e83720b21f.jpg)
![Цветы у здания телерадиокомпании вооруженных сил РФ «Звезда» в Москве.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/aa061b58874a15960442f9661428bdd6.jpg)
![Женщина возлагает цветы у офиса международной общественной организации «Справедливая помощь» в память об Елизавете Глинке (Доктор Лиза).](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/3ead67beb333e178f909424f8530804e.jpg)
![Участники траурного митинга в Донецке по погибшим пассажирам самолета Минобороны РФ Ту-154.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/d6a08f12347c5f5c3aa0493991358e44.jpg)
![Цветы, возложенные у телевизионного центра «Останкино» к фотографиям журналистов.](https://aif-s3.aif.ru/images/010/721/595075008dbee83f9795ad71779c4e6d.jpg)
«На сигналы SOS даже нет времени»
— Почему сигналы бедствия не подавали?
— Времени нет в самолете на это. Идет разгон самолёта, отрыв, выключение, уборка фар, уборка механизации. В кабинете идет рабочая обстановка, сложный элемент взлета. Посторонних разговоров вообще нет, и они не предусмотрены ни руководством полетной эксплуатации, ни инструкциями по взаимодействию экипажа, ни по технологии экипажа. Поэтому когда там что включать? Явно что-то резко произошло. Если взрыв, кто там будет включать, какие сигналы подавать? Все! Голова отлетела, руки отлетели. А если не взрыв, если он его сам завалил, что он будет говорить? «Я завалил самолет, я сейчас попробую его вывести»? Не получилось. Вот и все.
— Непонятно и то, был ли на борту груз и мог ли он стать причиной крушения?
— Не знаю. Даже если был, там есть два багажника: передний и задний. При загрузке всегда учитывается загрузочная ведомость и центровка самолета. Это делает второй пилот или специальный человек, который занимается этой центровкой. Здесь как раз хаотичности не бывает, грузчики несут за это ответственность.
— В СМИ, социальных сетях, в комментариях многих известных личностей главной причиной трагедии назвали то, что ТУ-154 был старым, что его давно нужно было списывать. Вы пролетали на таком самолете 20 лет, неужели эти самолеты нужно давно списать?
— Люди, которые говорят, что этот самолёт был стар, не понимают ни грамма в авиации. ТУ-154 — самый массовый борт был в Советском союзе и в новой России. Он был основным перевозчиком пассажиров. Самолет сделан на фирме Туполева и в свое время получил золотую медаль. Это замечательный самолет. Он строгий, но он железный, нормальный самолет. И все, кто на нем летал, его очень любят. И эта машина не старая. Он 1983 года выпуска, у него налёта всего 6600 часов. Это новая машина.
— А сколько лет должно быть самолету, чтобы его списали?
— Назначенный ресурс главным конструктором, как правило, начинается с 15 тысяч километров и до 55 тысяч. Комиссия осматривает самолет и определяет, сколько часов дать этому шасси, этому двигателю и пр. Все эти вопросы регламентированы и очень серьезны. И люди, которые подписывают эти документы, отвечают за них своей головой. Этот самолет может эксплуатироваться 50 лет!