Нанайский сирота
Песню «Увезу тебя я в тундру» в том или ином исполнении слышали даже поклонники самых современных музыкальных течений. Но вот о человеке, сделавшем эту песню знаменитой и сводившем с ума не только советских зрителей, но и чопорную западную аудиторию, сегодня помнят немногие.
Всё началось 2 мая 1929 года, когда в небольшом нанайском селе Муха в Хабаровском крае родился мальчик, которого на русский манер звали Николаем, а соплеменники величали Кола. Фамилия мальчика была Бельды — такую носили все нанайцы, жившие в селе.
Мальчик рано осиротел и попал на воспитание к тётке, хотя даже сам Кола не знал, насколько близкой родственницей она ему была. Затем мальчика отправили в
Голодное детство и пережитые потрясения сказались на Кола — он стал сильно заикаться. Разглядеть в этом маленьком, тощеньком заике будущую звезду всесоюзной эстрады не смог бы никто.
В 1943 году Кола принял судьбоносное решение — из интерната он сбежал на фронт, спрятавшись в ящике под железнодорожным вагоном. Неизвестно, куда и как добрался бы парнишка, но на одной из станций его обнаружили военные моряки.
Пожалев чумазого парня с голодным блеском в глазах, они взяли его с собой во Владивосток. Паренёк не растерялся — приписав себе два года, он был зачислен в юнги Тихоокеанского флота.
С флота — в консерваторию
Такая перемена в судьбе сказалась на Кола самым благотворным образом. Пропало заикание, и его сослуживцы с удивлением обнаружили, что у юнги прекрасный голос. Вначале он выступал во флотской самодеятельности, затем — в Ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота.
Кола успевал везде: закончив экстерном музыкальное училище, он продолжил срочную службу
Не все поклонники певца Кола Бельды знают, что он во время
После демобилизации Кола вместе с бывшим сослуживцем отправился поступать в Саратовскую консерваторию. Поступив, он совмещал учёбу с работой на станкостроительном заводе и в Саратовском драматическом театре.
После окончания консерватории он успел поработать в нескольких филармониях, но популярность его не поднималась выше регионального уровня.
Северный самородок
«Взорвал» музыкальный мир Кола Бельды в 1957 году, став лауреатом Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Здесь на него обратила внимание сама министр культуры Екатерина Фурцева. Ещё бы, самородок, представитель малого народа, с прекрасным голосом и уникальным репертуаром — такого на советской эстраде ещё не было.
Кола Бельды пригласили работать в Москву, и уже в 1960 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. С этого момента певец на протяжении 30 лет будет восхищать советскую и зарубежную аудиторию.
Модного понятия «этническая музыка» тогда ещё не было. Кола Бельды совмещал классическую эстрадную песню с северным колоритом, исполнял шаманские песни в джазовой обработке, поражая аудиторию высочайшей энергетикой.
Лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин рассказывал, что в начале своей карьеры он с приятелями зашёл на концерт Кола Бельды, решив шокировать публику своим эпатажным внешним видом и поведением. Публики в тот день оказалось не так уж много, а шокированы оказались сами молодые рокеры. Как рассказывал Шахрин, исполнительское мастерство Кола Бельды, его самоирония, умение общаться с залом впечатлили будущую легенду рока. В конце концерта бунтари приветствовали Кола бешеной овацией.
Наивысшей точки популярность Кола Бельды достигла в начале
Анекдоты про чукчей, приехавших в Москву, появились после того, как Кола Бельды прославился на весь Советский Союз. «А чукча в чуме ждёт рассвета…» — подпевала Кола вся огромная страна.
Сам певец обожал эти анекдоты, хотя повторял, что к чукчам отношения не имеет.
«Золотой голос Севера» за свою долгую карьеру записал 7 виниловых дисков, снял несколько клипов, с успехом выступал в 46 странах, собирая аншлаг даже в легендарном парижском зале «Олимпия».
Позднее счастье
С эстрадного небосклона Кола Бельды исчез в конце
Кола просто устал от бесконечных концертов, столичной жизни и уехал в родной Хабаровский край. Там он шокировал многих, женившись на женщине, которая была на 30 лет моложе. А в 61 год у Кола Бельды родился первый и единственный ребёнок — дочь Елена.
Певец души не чаял в дочери, сам стирал пелёнки, не спал ночами, когда Леночка болела…
Кола никогда не умел пользоваться своим звёздным статусом. Вернувшись в Хабаровск, он с молодой женой долго жил в местной гостинице, поскольку собственного жилья у звезды не было, а «выбивать» его у властей Кола не умел.
Когда же квартира в Хабаровске у Бельды
«Скорая» опоздала
21 декабря 1993 года Кола Бельды отправился в магазин за продуктами, и прямо в торговом зале ему стало плохо с сердцем. Знаменитого певца никто не узнал, но сердобольные люди
Певца похоронили на центральном кладбище Хабаровска. Новость о его смерти затерялась
Но остались песни, которые помнят до сих пор. Осталась любимая дочь — Елена Николаевна Бельды, которой в феврале
В 2009 году после настойчивых просьб и обращений общественности в посёлке Синда Хабаровского края был открыт памятник Кола Бельды. Именно в этот посёлок переехали многие жители родного для певца посёлка Муха, которого теперь уже нет на карте…