Название карельского озера Сямозеро вся страна с ужасом узнала восемь месяцев назад, после шокирующей новости о гибели 14 детей. Все это время идет следствие, которое все больше проливает свет на подробности того трагического дня.
Напомним, 18 июня пошлого года около 50 детей, отдыхавшие в лагере «Парк-отель «Сямозеро», на двух каноэ и рафте, во главе с вожатыми и инструкторами вышли в озеро. Планировалось, что они дойдут до одного из островов и там переночуют. Накануне выхода группы МЧС разослало предупреждение о приближающемся штормовом ветре, однако организаторы похода его проигнорировали. В результате группа попала в шторм, оба каноэ перевернулись, ребят разметало по озеру. Большая часть группы по главе с заместителем директора лагеря Вадимом Виноградовым сумела выбраться на остров, однако еще часть детей оказалась отнесена в сторону от спасительной суши. При этом 12-летняя москвичка Юлия Король не только спаслась сама, но и сумела вытащить из воды часть тонущих ребят, а рано утром 19 июня она добралась до поселка, где и сообщила местным жителям о случившемся. Только тогда и началась спасательная операция, однако всех школьников спасти не удалось — кто-то из ребят утонул, а кто-то замерз в ледяной воде озера, которая не даже в июне не прогревается.
«Спасите нас, пожалуйста!»
Между тем, проходящее сейчас расследование показало, что спасательная операция могла бы начаться на 18 часов раньше, и в этом случае погибших было бы намного меньше. Дело в том, что 18 июня, когда каноэ только начали тонуть, один из школьников дозвонился на пульт станции скорой медицинской помощи местной Суяорвской районной больницы. Видимо, ребенок в панике набирал все знакомые номера, и по «03» ему ответили. Сейчас следствие уверенно заявляет: поднявшая трубку фельдшер больницы Ирина Щербакова ему просто-напросто не поверила.
Сейчас известна стенограмма этого разговора:
Ирина Щербакова: «скорая»
Голос ребенка: алло.. давай...алло... нет... (на заднем плане слышно множество детских голосов) Мы в Карелии. Спасите нас, пожалуйста. Мы в озере.
Ирина Щербакова: У нас записался ваш разговор, номер телефона. Сейчас отправлю полицию.
Голос девочки: Что? Еще раз... связь прервалась.
Также был зафиксирован звонок с еще одного телефона, но второй ребенок не смог даже дозвониться до «Скорой помощи».
«В это время в радиусе 100 км находилось одно из подразделений спасательной службы, которое имело все технические возможности, чтобы выйти в озеро и приступить к спасательной операции. Моделируя ситуацию, следователи пришли к выводу, что она могла начаться на 18 часов раньше, если бы только поступил сигнал», — отмечает старший помощник руководителя СУСК по Карелии Виталий Коновалов.
Сейчас в Петрозаводске идет суд. Ирина Щербакова свою вину признала только частично, говоря, что приняла детский гомон на заднем плане — за смех, и именно поэтому посчитала происходящее шуткой.
Просто выполнял приказ
Под стражей сейчас находятся двое непосредственных организаторов детского лагеря «Сямозеро» — заместитель директора Вадим Виноградов и директор лагеря Елена Решетова. Известный в Карелии КВН-щик, Вадим Виноградов свою вину признал полностью, и заявил, что раскаивается. Его случай это история о том, как можно стать преступником, просто выполняя приказы своего непосредственного начальства.
Виноградова и Решетову обвиняют в том, что оставили детей в смертельной опасности. Следствие считает, что Решетовой стало известно о случившемся достаточно быстро, но она потребовала от Виноградова не сообщать спасателям, надеясь, видимо, найти детей своими силами. Сделать это было необходимо, чтобы не привлекать внимание к самому лагерю, который за несколько лет превратился из места отдыха детей в отлаженную машину по зарабатыванию денег.
Когда после трагедии начались проверки, стало ясно — условия жизни в лагере не соответствовали заявленным. Руководство экономило на всём, в том числе, кстати, и на инструкторах — приглашая на бесплатную педагогическую практику студентов местного педагогического колледжа. Трое из них в момент трагедии также были в озере, причем две студентки в такой водный поход вообще вышли впервые — они ни только не могли и не умели спасать детей, их самих надо было вытаскивать. Кстати, детей в лагере было почти в 2 раза больше, чем положено по его вместимости. Уже тогда появились подозрения, что с такими нарушениями и так долго лагерь не мог бы функционировать, если бы не некие высокопоставленные покровители, закрывавшие глаза на все нарушения. В ходе расследования эти подозрения получили документальные подтверждения.
Детей убила коррупция?
«Парк-отель «Сямозеро» зарабатывал основные деньги за счет госконтрактов — фирма раз за разом выигрывала конкурсы на организацию отдыха детей. В июньской трагедии также погибли дети, отдыхавшие в лагере по одному из таких контрактов. А выигрывала фирма эти конкурсы только благодаря «картельному сговору» — об этом на заявило управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС).
Устную договоренность, по мнению УФАС, между собой заключили парк-отель «Сямозеро» и фирма «Карелия-Опен». Эта договоренность использовалась ими в шести аукционах на отдых детей, которые проводились с июня 2014 по апрель 2016 года. Общая сумма контрактов была более 100 миллионов рублей. Договоренность же вскрылась элементарно. Обе компании принимали участие в конкурсе, заявляя себя как конкурентов, но при участии в торгах использовали один и тот же IP-адрес. То есть выходили в интернет с одного и того же компьютера. Также УФАС обнаружило наличие постоянных договорных отношений и взаиморасчетов между этими юрлицами, начиная с 2014 года. В результате цена на торгах снижалась только для видимости — всего на 0,5% — 1% от начальной, и по оценке антимонопольщиков это позволило компании незаконно заработать более 65 миллионов рублей.
По мнению следствия, желание скрыть от контролирующих органов эту ситуацию, не допустить проведение в лагере проверок, банальная жадность — и стали, видимо, одной из причин, по которой организаторы водного похода не стали сообщать спасателям о факте чрезвычайного происшествия. Так было вновь потеряно драгоценное время.
Кстати, один из проверяющих, получавший многочисленные жалобы на ситуацию в детском лагере, но не принявший мер к исправлению, экс-руководитель Роспотребнадзора Карелии Анатолий Коваленко на данный момент находится под домашним арестом, ожидая начала судебного процесса.
Сам лагерь сейчас закрыт, и вряд ли возобновит свою работу. Его владелец выставил базу на продажу. В память о детях, погибших во время шторма, на Сямозеро установили поклонный крест и памятную табличку, на которой написано 14 детских имен. Крест установлен на том самом месте, где жители поселка Кудама нашли первых жертв водного похода.