Примерное время чтения: 8 минут
10972

Рояль в кустах и тайный шифр. Как действуют серые схемы на сайте госзакупок

Активисты проекта ОНФ «За честные закупки» выделяют порядка 30 основных пунктов, которые могут указывать на «серые схемы» в аукционах, размещаемых на сайте госзакупок. АиФ.ru выбрал одни из самых нетривиальных уловок, к которым прибегают заказчики, чтобы обойти федеральный закон.

Техническое задание под конкретный товар, или «Кривые закупки»

Пожалуй, один из самых распространённых способов сузить до одного претендента количество желающих поучаствовать в аукционе — провести «прямую закупку». Хотя федеральный закон ограничивает подобные закупки, некоторые заказчики умудряются таким образом прописать техзадание, что у других претендентов, кроме конкретных, просто нет шансов.

  Покупка автомобиля у единственного поставщика. Скриншот с сайта https://zakupki.gov.ru/.
Покупка автомобиля у единственного поставщика. Скриншот с сайта https://zakupki.gov.ru/.

Один из таких примеров — приобретение автомобиля Toyota HIGHLANDER фирмой «Сибирская энергетическая компания». В целях развития добросовестной конкуренции федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» запрещает включать в документацию о закупке требования к качеству, техническим характеристикам, потребительским свойствам и т. п. В информации о закупке, организованной «Сибирской энергетической компанией», указаны такие многочисленные характеристики, что практически не остаётся сомнений — компания собирается приобрести машину не только у единственного поставщика, но и конкретной марки: «…перфорированные сиденья, руль с кожаной отделкой, вставки „под дерево“». Но ведь можно выбрать аналоги и подешевле.

«Скорее всего, юридических нарушений в этом заказе нет, — говорит активист проекта ОНФ «За честные закупки» Эдгар Петросян, — нарушения в этом заказе скорее моральные. Нет запрета госкомпаниям покупать те или иные автомобили, они даже прописывают слово «эквивалент», но все понимают, что в сложившейся экономической ситуации необходимо оптимизировать расходы».

Затрудняют поиск заказа в базах данных, или «Рояль в кустах»

Желая провести конкурс под конкретное лицо, заказчики намеренно затрудняют поиск аукционов. Один из таких случаев недавно произошёл в Волгограде. Здесь региональная прокуратура разместила на сайте госзакупок заявку следующего содержания: «ПрАектирование сЕстем в спецпАмещениях». Сложно себе представить, что в надзорных органах трудятся столь безграмотные сотрудники. Дело, скорее всего, в том, что данную закупку на сайте сможет найти только та фирма, которая будет в курсе, что именно искать. Остальные же участники, которые в своё время хоть немного изучали русский язык, будут вбивать в поисковик словосочетание без ошибок.

  ПрАектирование сЕстем в спецпАмещениях. Скриншот с сайта https://zakupki.gov.ru/.
ПрАектирование сЕстем в спецпАмещениях. Скриншот с сайта https://zakupki.gov.ru/.

«На закупках я смотрел нужные мне лоты, — рассказывает предприниматель Кирилл Кусмарцев. — Для интереса открыл текущие закупки в регионе с суммой более миллиона. А тут такое… Естественно, мысль о банальной неграмотности отпала сразу, всё-таки серьёзный процесс».

При этом на проектирование охранно-пожарных «сЕстем» для нужд прокуратуры региона намеревались потратить более чем 2 млн рублей. Правда, после того как блогеры обратили внимание на орфографические ошибки в описании аукциона, надпись в прокуратуре исправили.

Ещё один пример из столицы, где на сайте госзакупок разместили заказ на поставку автомобилей для нужд ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского».

Но самое интересное содержится в описании объекта этого аукциона. Чтобы докопаться до сути, нужно прочесть всю документацию.

В документах написано, что требуется вовсе не автомобиль, а рояль.
В документах написано, что требуется вовсе не автомобиль, а рояль. Фото: Скриншот

Неожиданно выясняется, что музучилищу нужен спецтранспорт. Но им оказывается… рояль. Инструмент должен быть чёрного цвета, изготовлен из «отборной древесины клёна и красного дерева», и таких подробностей на два листа. Стоимость рояля, по данным сайта госзакупок, 4 млн рублей, тогда как по документам аукциона — 3,2 млн рублей. Это не только вводит в заблуждение потенциальных поставщиков, но и затрудняет сам процесс поиска закупки.

«Данные действия ограничивают возможность зайти на аукцион потенциальным поставщикам музыкального инструмента, так как догадаться, что под видом автомобиля скрывается рояль практически невозможно, — говорит Эдгар Петросян, — кроме того, данная закупка осуществляется из бюджетных средств».

Документы с ошибками, или Скрытый шифр

Нередко заказчики прибегают и к совсем шпионским методам. К примеру, Алексей Гридин сообщил на сайте движения ОНФ «За честные закупки» о том, что в Ставропольском крае заказчик «спрятал» от участников аукциона заведомо неверную информацию. По мнению активиста, эти данные «при подготовке заявки приводят к указанию участником в заявке неверных сведений, не соответствующих требованию аукционной документации, и, как следствие, отклонению всех неугодных заявок».

В тексте заявки на поставку мебели для нужд МФЦ (стоимость аукциона 8,2 млн рублей) «имеются символы, цвет которых изменён на белый. При просмотре документа эти символы не видны, — пишет Алексей Гридин. — При копировании текста и перенесении его в любой текстовый редактор эти белые символы автоматически обретают чёрный цвет и становятся видимыми, существенно меняя суть требований заказчика».

Сообщение о предполагаемом нарушении. Скриншот с сайта https://zachestnyezakupki.onf.ru/.
Сообщение о предполагаемом нарушении. Скриншот с сайта https://zachestnyezakupki.onf.ru/. 

Знать о таком «шифре» могут только посвящённые, остальные же, хоть и будут пытаться участвовать в торгах, но их документацию, скорее всего, отклонят, как не соответствующую требованиям.

«Некоторые заказчики любят прописывать в техзадании конкретные товары и услуги, а иногда даже делаются ошибки в описании закупок, что сильно осложняет конкурентную среду, — говорит активист проекта ОНФ «За честные закупки» Эдгар Петросян. — Бывают случаи, когда данные действия являются оправданными, так как преследуется цель получить лучший товар за меньшие средства, но они, как правило, единичны. Чаще всего прописывается или конкретный товар, для чего вставляют описание мелочей, которые в быту являются несущественными, или услуга с конкретным описанием требований к поставщику, не имеющих особого смысла для выполнения работ, но поставить такие товары или услуги могут лишь определённые поставщики, что отсекает любую конкуренцию. В итоге мы можем иметь далеко не лучшее качество по максимальной цене».

Уловки заказчиков на аукционах выявить сложно, но можно. Для этого нужно внимательно изучать конкурсную документацию и сверять заявленные требования с федеральным законодательством. В случае если не соответствия будут обнаружены, документация такого аукциона может быть обжалована в ФАС РФ или в Арбитражном суде.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах