Опасные игры. К чему ведёт поиск «вредителей»?

Вячеслав Костиков © / АиФ

В России вошла в моду игра «Найди «пятую колонну». К сожалению, это не какая-то безобидная компьютерная забава для подростков. Игра политическая. Для взрослых дядей. Внешне бескровная (при нынешних обстоятельст­вах), она, если её не остановить, может нанести стране ощутимый политический, экономический и моральный ущерб.

   
   

Впервые термин «пятая  колонна» появился в 1936 г. при генерале Франко, во времена Гражданской войны в Испании. Так называли агентуру франкистов, которая действовала в республиканском Мадриде. Позднее этот термин стали трактовать шире - «пятой колонной» стали называть врагов существующего строя, врагов власти, а при авторитарных режимах - врагов политического лидера.

Каковы ставки?

Игру можно отнести к числу азартных, поскольку поиск «пятой колонны» очень возбуждает её участников. Особенно в условиях вялотекущей политической жизни: поиск «пятой колонны» на какое-то время может даже создать иллюзию бурной общественной жизни. Игра очень нравится лидерам фантомных политических партий, депутатам, журналистам и вообще всякого рода активистам, поскольку даёт возможность при минимальных затратах ума, энергии и таланта привлечь к себе внимание и выказать лояльность действующей власти. Привлекательна эта «забава» и своей простотой. При игре в «пятую колонну» вовсе не обязательно приводить доказательства, искать свидетелей и идти со всем этим в суд. Достаточно найти какой-нибудь внешний, часто случайный или надуманный повод, указать на жертву пальцем и громко крикнуть: «Предатель!» Успех почти гарантирован. Недавно такой приём был продемонстрирован в случае с А. Макаревичем. Хорошо, что в какой-то момент нашёлся честный судья и обвинители были посрамлены. Об опасности увлечения поисками врага предупреждает и президент В. Путин. «Можно бороться с оппонентами, но не переходить на личности, не драться, - говорил он в ходе своей недавней беседы с корреспондентами ТАСС в рамках проекта «Первые лица». - Делать это нужно в рамках закона. Если переступим эти границы, перейдём к разрушению».

Пятая Фото: АиФ/ коллаж Андрея Дорофеева

Повторение пройденного

Игра опасна ещё и тем, что она захватывает не только политиков. Она может захватить и широкие народные массы. К сожалению, в нашей стране богатый и трагический опыт игры в «пятую колонну». Просто во времена СССР эта игра  называлась по-другому: «Найди врага народа». Началась она, как известно, в конце 20-х годов ХХ века вскоре после смерти Ленина и была, по сути дела, частью сталинского сценария борьбы за власть. Вначале врагами были объявлены ближайшие друзья Ленина и главные соперники Сталина - Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев. Казалось бы, хватит… Но задача укрепления власти будущего «отца народов» требовала постоянного общественного разогрева. И, когда с реальными соперниками было покончено, глушить стали и политическую «плотву». Причём не просто несогласных, но и молчаливо несогласных. Задача была - подавить в зародыше любую форму протеста. К врагам народа, к вредителям стали причислять не только политиков и общественных деятелей, но и инженеров, учёных, деятелей культуры, рабочих, которые в курилках критиковали нормы выработки, крестьян, недовольных коллективизацией. Перед самым началом Великой Отечественной войны Сталин, обуреваемый маниакальной подозрительностью, взялся за военных. Был уничтожен, по сути, весь командный состав Красной армии, что крайне пагубно сказалось на боеспособности войск в первые годы войны.

Отравленное общество

В конечном счёте жертвами поиска «пятой колонны» стали не только миллионы невинных граждан. Жертвой стало всё советское общество, ибо игра во врагов народа породила настоящую эпидемию подозрительности и доносительства: соседи доносили на соседей ради комнатки в коммунальной квартире; чиновники писали в НКВД доносы ради карьеры; учёные - чтобы убрать соперника по лаборатории; военные - ради новой звёздочки на погонах; деятели культуры - ради места на подмостках. Писатели доносили на писателей, жёны - на мужей, дети - на отцов, врачи - на врачей. В стране возникла целая армия стукачей, сексотов - секретных сотрудников ­НКВД-КГБ, просуществовавшая фактически до поздне­советских времён. Система поиска «пятой колонны» разлагала важнейшие составляющие власти - следователей, прокуратуру, судей. Ведь большинство исполнителей (нередко невольных) понимали, что допрашивают, избивают, судят и расстреливают невинных, и это коверкало души людей. На поверхность общественной жизни выползали подлецы, карьеристы, мерзавцы и просто садисты. Отголоски подобных традиций карьерного роста мы ощущаем и по сей день.

Поиск «врагов народа» и связанное с этим повальное стукачество прекратились лишь в 1956 г., через три года после смерти Сталина. Но об истинных масштабах и по­следствиях этой тоталитарной игры в полном объёме страна узнала лишь с выходом книги А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 г. В списках невинных жертв - миллионы и миллионы россиян.

   
   

*   *   *

Одной из побудительных причин запускаемых то в одной, то в другой стране кампаний по выявлению «пятой колонны» помимо укрепления личной власти становится стремление власти скрыть просчёты и провалы во внутренней и внешней политике. Тактика ненова. Сегодня она проявляется на Украине в форме люст­раций. Есть и множество исторических примеров. Кризис внешней политики США в 50-е годы породил в них сходное и не менее отвратительное явление - маккартизм. Врагов американского народа тоже искали по всем направлениям. В чёрных списках ФБР оказались многие общественные деятели, учёные, писатели, артисты, журналисты и режиссёры. Среди наиболее известных - А. Эйнштейн (учёный), Ч. Чаплин (актёр), Р. Оппенгеймер (физик), А. Миллер (писатель), Л. Бернстайн (дирижёр), П. Робсон (певец). В «пятой колонне» оказался даже «наш человек из Одессы» - знаменитый джазовый исполнитель Арти Шоу (Артур Аршавский).

Американскому обществу потребовалось пять лет, чтобы стряхнуть с себя эту заразу. Помогли американская демократия и, в частности, активная позиция журналистов. Именно под давлением СМИ в американском Сенате были проведены общественные слушания, которые и положили конец маккартистской истерике. Несмотря на близость к тогдашнему президенту Д. Эйзенхауэру, Маккарти был вынужден уйти с общественной сцены. Общество отвергло его. В 1957 году он умер в одиночестве от алкоголизма и цирроза печени. Как говорится, Бог шельму метит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции