Финал красивой жизни. В деле ФТС появляются новые фигуранты

Евгений Биятов / РИА Новости

Накануне любитель красивой жизни, экс-чиновник и успешный бизнесмен торжествующе поднимал бокалы на вечеринке в одном из элитных ресторанов «Москва-Сити», поводом для которой стали произведенные сотрудниками УСБ ФСБ в Федеральной таможенной службе (ФТС) обыски и отставка несколько высокопоставленных таможенников во главе с Андреем Бельяниновым. По данным СМИ, именно он был инициатором масштабных перестановок в ведомстве.

   
   

Уже спустя два дня предприниматель находился в Кронштадтском суде Санкт-Петербурга, где в рамках расследования уголовного дела о контрабанде крупных партий товаров народного потребления ему была избрана мера пресечения в виде помещения под домашний арест. Задержание Авакяна стало новым звеном в цепочки уголовных дел, связанных с ФТС.

Успешно закончив юридический факультет СпбГУ, Авакян занялся бизнесом, но после нескольких туманных историй и удачного супружества, перешел на госслужбу и стал сотрудником Росимущества, потом - в Росреестр Санкт-Петербурга и снова, с новым кругом полезных знакомств, в бизнес.

Взаимоотношения Авакяна с таможенными структурами имеют сложную предысторию. Мало кто помнит, но в 2008 году крупнейшим таможенным брокером торгового порта «Санкт-Петербург»  считалось ООО «Агентство Росморавиа». В сентябре 2008-го силовики заинтересовались документацией «Росморавиа». В результате проверки было выявлено занижение стоимости оформляемых брокером товаров и, соответственно, экономии на таможенных платежах.

По данным проверки в феврале 2009 года было возбуждено уголовное дело по статьям «Контрабанда» и «Злоупотребление должностными полномочиями» в отношении бизнесменов и сотрудников Балтийской таможни. Согласно материалам уголовного дела, через нее организация ввозила из Китая основную часть товаров с последующей реализацией именно на Черкизовском рынке.

Через три месяца «Черкизон» ликвидировали, а учредителей таможенного брокера  «Росморавиа» отставного полковника ФСБ Николая Рыбкина и бизнесменов Юрия Потоцкого и Александр Тараканова задержали. Борису Арменовичу Авакяну, генеральному директору организации, повезло. В феврале 2012 года уголовное дело было прекращено в связи с декриминализацией уголовного кодекса - исчезла статья 188, а с нею и ответственность за товарную контрабанду. Господин Авакян, удачно женился, сменил профессию и последовал примеру указанной статьи.

Женился он на дочери заслуженного ветерана прокуратуры Ленинградской области Аракеляна. Влиятельный тесть помог зятю начать карьеру на государственной службе: экс-бизнесмен сначала стал чиновником ныне упраздненного Российского фонда федерального имущества, а затем – Росреестра Петербурга. В событиях последних дней, по мнению издания «Версия» , Артур Араклеян предпринимал огромные усилия к тому, чтобы арест Бориса Авакяна вовсе не состоялся и, именно, благодаря его усилиям Прокуратура занимала порой позицию защиты обвиняемого.

   
   

Неожиданно его развод совпал с дракой в караоке-баре Music bar-11, и оставлением госслужбы. Однако драку, а точнее нападение на заместителя главы Росреестра Санкт-Петербурга, источники в ведомстве связывают с его  масштабной деятельностью по проверке таможенных терминалов.

Авакян старался не вызывать зависти коллег и, несмотря на личный «Майбах», на работу добирался на «Ленд Ровере». В остальном предприниматель никогда не стеснялся демонстрировать атрибуты успеха: Instagram Юлии Иониной, победительницы конкурса красоты «Queen Beauty World-2014», ради которой он оставил супругу, дает некоторое представления о буднях бедного правозащитника, которые он проводит в в дорогих автомобилях и  элитных клубах, финансируя песни DJ Smash и группы «Винтаж» про родной Ереван.

Многим Авакьян был известен как общественный деятель, однако страсть к «правозащитной» деятельности у него возникла только после громких арестов петербургских предпринимателей по подозрению в уклонении от уплаты таможенных платежей при импорте крупной партии электроники и турецкой одежды. Не удивительно, ведь в истории был замешан его партнер по полулегальному бизнему и владелец элитных питерских бутиков Cartier и Stefano Ricci Дмитрий Зарубин. По версии следствия, Зарубин организовал в зоне влияния Выборгской таможни канал «товарной контрабанды», по которому реализовывалась так называемая схема «перегруз» — замена груза в фурах. По некоторым данным Авакян был тем самым организатором преступных схем, за использование которых и был наказан Зурабов. Скорее всего, он был бы следующим задержанным по этому делу, однако его спасли регулярные жалобы в Управление собственной безопасности (УСБ) ФСБ.

Как утверждают СМИ, предприимчивый Авакян обвинял  в «крышевании» перевозчиков и заказных атаках на бизнесменов старшего оперуполномоченного Смолярчука, проводившего следствие, и его якобы покровителя, начальника 7-го отдела Управления «К» ФСБ Вадима Уварова. Как отмечает ряд изданий, используя свои связи  Авакян пытался инициировать административное давление на правоохранителей и на крупных игроков рынка транспортных  услуг, с одной стороны, пытаясь усложнить ведение бизнеса на территории Петербурга, а с другой – прекратить уголовное дело против Зарубина. Эта активность оказалась безуспешной, более того, теперь и сам бизнесмен попал в поле зрения правоохранительных органов. Остается только надеяться на результаты расследования этой истории.

Смотрите также: