Крест и якорь: почему в Малайзии есть памятник российским морякам?

87 русских моряков нашли последний приют в Малайзии. Фото Николая Погорелова

Об этом памятнике и истории его появления рассказывает Владимир Анисимов, член Союза художников, член культурно-просветительского центра «Орден» и президент «Бюро творческих экспедиций».

   
   

- Мы не раз организовывали экспедиции в другие страны с целью пролить свет на полузабытые или неизвестные страницы отечественной истории. В этот раз наши поиски были связаны с русским крейсером «Жемчуг», который погиб в годы Первой мировой войны у забытых Богом островов Малайзии.

Туда, на остров Пенанг, редко приезжают наши соотечественники. А если приезжают, то вряд ли пойдут на старое христианское кладбище, расположенное в черте города Джорджтауна. Наша экспедиция, состоящая из 10 российских художников, посетила его. Там, в левой части кладбища, стоит каменный монумент в форме куба. «Русским военным морякам крейсера «Жемчуг» - благодарная Родина» - выбито на нём. Рядом крест и якорь. На мемориальной доске - имена и фамилии. На пьедестале - плита с надписью: «Вы не забыты». В этой братской могиле покоятся останки 87 моряков, погибших в 1914 г. Сколько их на самом деле полегло, неизвестно - многие тела поглотила морская пучина, а некоторых находили даже на соседних ост­ровах.

Бронепалубный крейсер Российского императорского флота «Жемчуг» был заложен 1 июня 1902 г. Во время Русско-японской войны он принял участие в Цусимском сражении. А с началом Первой мировой с высочайшего соизволения был присоединён к флоту союзников. В течение сентября 1914 г. «Жемчуг» конвоировал английские и французские транспортные суда в акватории Индийского океана. В начале октября он прибыл в Пенанг и встал на якорь.

В те дни в водах Индийского океана занимался разбоем германский крейсер «Эмден». Он нападал на торговые суда Антанты и нанёс большой урон судоходству в Бенгальском заливе. И вот командир этого крейсера решил совершить дерзкий рейд на Пенанг. Ранним утром 28 октября корабль вошёл в гавань. Немцы пошли на хитрость - подняли английский флаг и поставили фальшивую четвёртую трубу, что сделало «Эмден» похожим на английский крейсер «Ярмут». Дозорные корабли - французский миноносец «Мушкет» и сторожевой катер - были обмануты внешним видом и беспрепятственно пропустили его в акваторию. Гавань была освещена. Командир «Эмдена» быстро установил самую крупную цель - русский бронепалубный крейсер и резко пошёл на сближение. Немецкий флаг они подняли только на расстоянии 800 м.

   
   

Позже мне удалось найти в Германии воспоминания одного из моряков «Эмдена». Вот что он писал: «На русском крейсере царили мир и тишина. Мы были так близко от него, что в слабом свете зарождавшегося дня отчётливо было видно всё, что делается на корабле. С дистанции около одного кабельтова (это 185,2 м) мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части «Жемчуга», где в своих койках спала большая часть команды. Наша мина взорвалась в кормовой части крейсера. Его всего как бы всколыхнуло от этого взрыва. Только после этого русские обнаружили признаки жизни».

Носовая часть крейсера была изрешечена за несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. «Жемчуг» открыл ответный огонь. Но «Эмден» выпустил вторую мину, и через несколько секунд послышался страшный взрыв. Дымом закрыло весь корабль, и, когда он рассеялся, крейсера уже не было видно - из воды торчали лишь обломки мачты. А «Эмдену» удалось уйти. Он был потоплен австралийским крейсером «Сидней» позже, 9 ноября.

Мы возложили цветы на братскую могилу моряков «Жемчуга». История их гибели потрясла нас. Казалось бы, это была не героическая смерть, их победили хитростью и коварством. Но это случилось во время войны, когда действуют совсем другие законы, и матросов по-человечески очень жалко. Рассказать о них - значит почтить их память, подтолкнуть всех нас задуматься о своих корнях и предках.

Смотрите также: