Французская команда архитекторов Grumbach-Wilmotte стала фаворитом международного конкурса на разработку концепции развития московской агломерации. Европейские проектировщики предлагают построить новую линию метро, которая соединит центр Москвы от трех вокзалов в сторону Троицка и Коммунарки, взять городские аэропорты в полукольцо, сделать Москву-реку лицом города и подумать о расширении столичной территории в сторону Нижнего Новгорода, Казани и Санкт-Петербурга. Директор архитектурного агентства Wilmotte & Associés Борина Эндрю рассказала корреспонденту AIF.RU о сателлитных городах, и о том, почему на создание нового образа Москвы придется потратить 7,5 триллионов рублей и 50 лет.
- Проект, разработанный командой Grumbach-Wilmotte, основан на принципе «Город в лесу/лес в городе». Что это означает для мегаполиса?
- Это позволяет развивать новые территории без потери их идентичности. Что такое мегаполис? Это высокая плотность населения, развитая транспортная инфраструктура, госпитали, университеты, парки, общественные центры. К сожалению, Москва занимает свое место среди больших городов только по количеству людей. Остальных пунктов не хватает. Это город с душой, и я очень люблю его. Он «не дается» с первого раза, его нужно немного приручить.
Мы рассматриваем мегаполис как большой единый организм, поэтому любое развитие должно быть связано с центром, сердцем города. Чтобы это получилось, прежде всего, нужно, чтобы был эффективный транспорт. Скоростные железнодорожные маршруты связывают аэропорты и район Коммунарки. Создаются радиальные ветки скоростного метро, первая из которых - NML («Новая Московская Линия»), становится осью развития Большой Москвы. Мы укрепим основные оси столицы: Новую Московскую линию (Три вокзала - Кремль-Зарядье - Киевская - Университет - Калужская - Ворота Новой Москвы) и Москву-реку как ось экологического развития (от Тушино до Курьяново). Кроме этого, проект предполагает формирование новых градостроительных центров вдоль Новой Московской линии: Коммунарка-Сосенки, Десна, Троицк-Красная Пахра, Чириково, Рыжово.
От Кремля до Коммунарки за 15 минут - это абсолютно реально. Станции будут находиться на расстоянии 5-7 км друг от друга. Кроме этого, мы предполагаем, что скоростной общественный транспорт будет обрастать дополнительными мультимодальными системами. Например, трамваи – хороший, экологичный транспорт. Нельзя тратить на дорогу от дома до работы больше 30 минут. Точно также нельзя жить больше чем в одном километре от озелененной территории.
- Может ли получится так, что освоение уже застроенной территории попросту «перекроит» Москву?
-Мы называем это реабилитацией. Реконструкцию всегда нужно проводить с большим уважением. Аккуратно «пришивать», культурно вписывать. Нельзя рушить. Иначе получаются сателлитные города, которые никогда не будут существовать. Мы делали большой проект на Юге Франции. В одном городе был очень криминальный район. Мы сделали там большую площадь, установили хорошее уличное освещение, скамейки, открыли кафе, и теперь там нет никаких проблем. Это очень простой способ.
Когда мы продумывали Новую московскую линию метро, то старались «увязать» ее с уже существующими пространствами. Коммунарка существует, Рижская существует, Белорусская и Киевская существуют, и так далее. Предлагаемое проектное решение предусматривает снижение существующей загрузки улично-дорожной сети Москвы на 40-50%. Мы будем расширять столицу в рамках существующего свободного пространства. Город, который закончен - это мертвый город.
- Как это скажется на людях, которые живут на уже «освоенных» территориях?
- Мы просто хотели бы «перераспределить» территорию, немного перетасовать, как карты в колоде. Использовать ее более эффективно. Сегодня на одного жителя Москвы приходится около 18 кв метров жилья. Мы хотим, чтобы было хотя бы 25. Кажется, что это маленькая разница. Но добавить по семь квадратных метров на каждого человека – это немало.
- Какие еще планы заложены в вашем проекте, кроме масштабного развития транспортной инфраструктуры Москвы?
- Вторая часть нашего проекта – развитие города по линии Москвы-реки. Мы считаем, что это уникальная артерия. Нужно, чтобы город повернул свое лицо к реке. Мы смотрели картины и старые карты, на которых Москва действительно «спускалась» к набережной. Хотелось бы, чтобы люди там гуляли. Комплексная транспортная система новой московской агломерации позволит это сделать. И, кроме того, мы сможем развивать Москву в сторону Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода. Мы хотим создавать большие мультимодальные транспортные узлы, проектировать хордовые автомагистрали, формировать пересадочные узлы в периферийных районах, и по линии третьего транспортного кольца, поставить крупные вокзалы, которые будут работать по направлениям аэропортов: Северный, Западный, Южный и, скажем, Азиатский.
-Какой бюджет у такого масштабного проекта?
- Многие говорят, что наш проект нереализуем из-за его высокой стоимости - 7,5 триллионов рублей. Это пять годовых бюджетов Москвы. Но эта сумма включает в себя абсолютно все.
-Как правительство Москвы отреагировало на ваш проект?
- Безусловно, правительство Москвы в курсе нашего проекта. Город не должен самостоятельно это финансировать, есть и другие способы: частная инициатива, поддержка бизнеса и так далее. К тому же, проект долгосрочный – на его реализацию, по нашим оценкам, уйдет от 30 до 50 лет. Но первая очередь проекта может быть реализована уже сейчас: в течение первых трех-пяти лет.
В Wilmotte работают 200 человек. Мы умеем это делать. У нас есть опыт. Мы гуляли по Москве, тщательно изучали ее. И, тем не менее, мы не москвичи, у нас взгляд свежий, незамыленный. Мы предлагаем международный опыт, но не забываем, что это Москва. Мы не хотим, чтобы это было Токио или Нью-Йорк.
Смотрите также:
- Территория комфорта. Как улучшат систему общественного транспорта в Москве →
- Поедем другим путём. Как Москва собирается решать транспортную проблему →
- Можно ли победить пробки с помощью развития общественного транспорта? →