Согласно указу, подписанному ещё в 2006 г. Владимиром Путиным, в России должно было остаться менее 1 тыс. автомобилей, имеющих право отступать от Правил дорожного движения, а говоря проще - ехать так, как вздумается их водителям и высокопоставленным пассажирам. К сожалению, это сокращение не привело к уменьшению числа ДТП с их участием в столице. Беспредел намерен пресечь 1-й вице-премьер Игорь Шувалов. Чиновник поручил министерствам и ведомствам «упорядочить использование спецсигналов, чтобы не вызывать негативную реакцию населения». Не сумев достигнуть результата отъёмом маячков, чиновники на этот раз пытаются урезонить их пользователей? Дескать, давайте мигать поаккуратнее, нечего злить простой народ, стоящий в пробках? «АиФ» решил проверить, был ли этот призыв услышан.
А им всё равно!
Утром на разделительной полосе Кутузовского проспекта в районе Триумфальной арки традиционно тесно. Встраиваясь в пробку в месте, где «раздел» исчезает, чёрные иномарки освещают улицу синими всполохами. Многие автомобилисты пытаются их не пустить, однако водители членовозов нагло подрезают, буквально выталкивая непокорных. Если у кого-то выключено «синее ведёрко», инспекторы распознают право передвигаться таким образом по особым сериям номерных знаков с буквами «А-МР», «Е-РЕ» и «Е-КХ». «Мы даже не останавливаем такие авто, - объяснил сотрудник ГИБДД, дежуривший на спецтрассе. - Иногда проводятся акции, на которые собирают журналистов. Тогда в присутствии руководства с помпой мы снимаем маячки, заполняем протоколы, отбираем права. В остальное время бесполезно даже пытаться тормозить спешащих должностных лиц, а также выбравшихся за покупками их жён и опаздывающих на тусовку детей. В лучшем случае просто не остановятся. В худшем - позвонят начальству. Несколько лет назад дали отмашку взяться за спецтранспорт всерьёз. Но что мы можем сделать, если в салоне сидит прокурор, следователь, генерал или депутат? Реальных рычагов контроля за мигалками сейчас нет ни у кого».
У магазина на пересечении Кутузовского с Дорогомиловской улицей я увидел ожидающего в лимузине с «синим ведёрком» водителя. Назвавшись Николаем, он рассказал, что возит «одну важную женщину из Белого дома». На вопрос о легальности мигалки шофёр ответить отказался, зато рассказал об особенностях езды на своём коне: «Хозяйка живёт в конце Рублёвки. Каждое утро она размеренно завтракает, приводит себя в порядок, смотрит новости. Зато когда садится в машину, выясняется, что до совещания осталось 15 минут и нужно спешить. Рублёво-Успенское шоссе очень узкое - по ряду в каждую сторону. Нужно точно знать, что встречные водители, увидев маячок, тебя пропустят. А сирену включённой держать нельзя - звук слышен в салоне. Так и езжу каждый день - как камикадзе. Коллеги говорят, что ещё не худший случай. Моя хоть ничего обычно не забывает. А некоторым невезучим часто приходится разворачиваться и возвращаться».
Вечером в сторону области поток моргающих и крякающих авто на Кутузовском проспекте становится ещё плотнее: не проходит и минуты, чтобы по срочным делам в сторону дачных коттеджей не направилась машина со вспыхивающим синим огоньком. Правда, в общем потоке удаётся разыскать несколько иномарок с выключенными мигалками. Может быть, мужики ещё не в курсе, что не надо злить простой народ?
Отморозки и чиновники
«Единственный способ поставить точку на чиновничьих привилегиях - запретить мигалки на всех машинах, кроме транспортных средств оперативных служб, - уверен Виктор Похмелкин, глава Движения автомобилистов России. - Как только для кого-то делается исключение - сразу же начинается беспорядок. А идея, что кому-то можно безнаказанно нарушать ПДД, рискуя при этом жизнями людей, вообще абсурдна. Правда, депутатам Госдумы так не кажется, ведь они в первом чтении приняли законопроект, увеличивающий наказание для водителей, не уступивших дорогу машине со спецсигналом, с 300 руб. до 1 тыс. руб.».
«Необходимо запретить продажу спецсигналов, - заявил «АиФ» Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». - Сейчас каждый отморозок может купить мигалку, рассчитывая, что его не остановят или удастся откупиться. Также надо запретить коммерческие договоры, позволяющие за деньги нанимать милицейское сопровождение. А то сегодня это может сделать каждый, кто готов в день отдавать по 1 тыс. долл. Сколько на подобные темы ни говорили, приказа, запрещающего такую деятельность, я не видел. Если же говорить о безопасности вождения, предлагаю всем машинам, даже оборудованным мигалкой, запретить выезжать на встречную полосу или проезжать на красный сигнал светофора. Ведь обычные водители часто не обладают необходимыми навыками, чтобы пропустить внезапно появившуюся на пути машину с маячком.
Пока же высшая власть не готова полностью лишить «слуг народа» привилегий, может, нанести на их машины фамилии и должности? Чтобы люди, которых обгоняет спешащий чиновник, знали имя своего героя. А сотрудники ГИБДД, если всё же остановили такое авто, смогли удостовериться - соответствует ли содержимое надписи на нём.
Кстати
Общество Синих Ведёрок, известное свой борьбой с чиновничьими спецсигналами, начинает акцию «Я пропускаю только 01, 02 и 03». 25 февраля все желающие смогут получить наклейки с этим девизом начиная с 15.00 на Смотровой площадке Воробьёвых гор. Все, кто готов продемонстрировать свою гражданскую позицию, должны разместить данную надпись на своём автомобиле.
Смотрите также:
- Москва-Питер. Чудна трасса при всякой погоде, или Береги жесть смолоду →
- История светофора. Как мы боролись за безопасность движения →
- Эвакуация машин должна быть бесплатной? ЗА и ПРОТИВ →