ПРОТИВ: Юрий ГЕВОРКЯН. Водители нынче распоясались вконец. Честное слово, такое ощущение, что они живут где-то в параллельной вселенной, где общечеловеческие правила не существуют. Пешеходные переходы они игнорируют – носятся сломя голову. Машины бросают, где попало – и на возможные проблемы окружающих им плевать. Любую попытку ужесточить наказание за пренебрежение ПДД принимают в штыки.
Вот, считают, что эвакуация неправильно припаркованной машины – это «навязываемая услуга». Дескать, штраф – само по себе наказание. Заплатил – и пусть себе стоит дальше. Во-первых, штраф – это не оплата стояночного места там, где не положено. Это наказание за нарушение закона. Во-вторых, раз машины в этом месте быть не должно – значит, ее там не будет. А то по водительской логике, вот идет террорист с бомбой - его останавливает наряд милиции: «Уважаемый, извините, здесь с бомбой нельзя. Никак. Мы вам выпишем штраф». Террорист платит штраф и идет с бомбой дальше. Хорошо выходит?
Водители говорят, что штраф и эвакуация – это два разных наказания за одно и то же преступление. Предлагаю их все-таки рассматривать как одно. Думается, что пара тысяч штрафа без эвакуации - недостаточно жестко. Потерянные деньги не так «воспитывают» нарушителя, как необходимость нестись через весь город за любимым средством передвижения. В следующий раз автолюбитель сто раз подумает…
Мне вот интересно, о чем думают водители, сознательно нарушающие правила? Мол, брошу машину на полчасика, все равно ничего страшного не случится? Не беда, что пешеходам не пройти, «скорой» не проехать, пожарным не развернутся. Об этом водитель даже не думает, очевидно, не понимая, что не просто «создает помеху», а угрожает безопасности окружающих, в том числе и детей, которых с наступлением школьного года станет на дорогах еще больше.
Стоит эвакуировать машину – и поднимается крик. «Это моя частная собственность! Не имеете права меня ее лишать», «Городу надо – пусть и убирает. Мне и здесь неплохо стоится!». Чувствуете, каков уровень презрения к остальным «участникам дорожного движения»? Штраф «уплочен» - а остальные пусть вертятся, как хотят. Может, я слабо подкован юридически, но когда частная собственность становится орудием преступления, исполнители закона могут распоряжаться ей без согласия владельца.
Когда у автолюбителей не остается доводов, в ход идут жалобы. В городе не хватает парковок, переизбыток машин, свое ТС никуда не приткнуть, говорят они, оправдывая парковку не по правилам. Ну, это совсем ни в какие ворота. Все равно, что сказать: «в стране кризис, денег нет – пойду банк грабить». Пересаживайтесь на метро – никаких пробок и штрафов за неправильную парковку.
А сейчас поведение водителей-нарушителей просто возмутительно и лицемерно. Оказываясь нарушителями правил и законов, они ведут себя как жертвы, всем недовольны и ищут виноватых вокруг. Жадность ГИБДД, лень мэрии, глупые пешеходы («чё, обойти сложно?») – в ход идет все, чтобы оправдать себя.
Таким водителям я замечу, что неправильная парковка – это не просто нарушение закона, за которое полагается штраф. Это, мягко говоря, наплевательское отношение к окружающим. Ну, раз вы так к людям относитесь – будут ли они относится к вам иначе?
ЗА: Алексей СМИРНОВ. Машины припаркованные с нарушением правил, разумеется, создают помехи. В первую очередь собратьям по рулю. Правда только водителями круг «пострадавших» не ограничивается. Если автовладелец «воткнет» машину, проявив особый «креатив», она запросто окажется на пути пешеходов, городского транспорта или машин коммунальных служб. Логично, что такие проявления творческого «Я» нужно пресекать. Если не регламентировать расположение машин на дороге, пусть они и не движутся… Анархия вряд ли поспособствует уменьшению числа пробок.
Вопрос, что же можно сделать в ситуации, когда водитель паркуется, наплевав на окружающих, на самом деле риторический. Такого человека нужно наказать. Но как? Любой человек, сдавший на водительские права удивиться: что толку вопрошать? Есть пункты правил, четко описывающие как можно и как нельзя ставить авто на стоянку, есть Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП), прописывающий что будет, если эти правила нарушить (статья 12.19). Надо сказать, что размеры кары не смертелен:
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 (остановка и стоянка на ж/д переезде) настоящего Кодекса и частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на водителя в размере двухсот рублей.
Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.
Статья 12.10 ч. 1…Остановка или стоянка на железнодорожном переезде - влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.
Принципиальный минус такого подхода в том, что он даже теоретически может сработать только во второй раз. Водитель, которого штрафовали, внимательнее отнесется к выбору места для своего железного коня. А как быть, когда припаркованная машина объективно мешает окружающим уже сейчас? Казалось бы, чего проще – переставить авто в другое место, где оно никого не будет беспокоить. Правда тут есть свои подводные камни. Машина – частная собственность, право на которую охраняется законом. Эта норма закреплена в Конституции Российской Федерации (статья 35). И лишить гражданина его собственности, то есть просто взять и куда-либо переместить, не согласовав с владельцем, имущество нельзя, кроме как по решению суда. (пункт 3 ст. 35 Конституции РФ). Тем не менее, существует возможность так прописать регламент работы службы эвакуации, что он не будет противоречить действующим нормам.
Вроде бы все сложилось? Почти. Остался один, но существенный вопрос. Подогнать спецавтомобиль, погрузить машину нарушителя стоит денег. Хранение ее на спецстоянке – то же. И кто-то должен эти деньги платить.
Исторически, когда первые эвакуаторы только появились в России, городские власти пытались возложить эту «почетную» обязанность на автолюбителей. Мотивация была простая: раз уж человек нарушил правила, то пусть и оплатит все издержки. Но тут есть два существенных препятствия. Во-первых, покарать водителя можно только на основании кодекса о правонарушениях, в данном случае административных. А там про принудительное перемещение автомобилей ни слова. Во-вторых, оплачивать «музыку» обязан тот, кто ее заказывал. В данном случае городские власти. Или коммунальные службы. Или ГИБДД. Но никак не автовладелец. Он то никого не просил грузить и везти его машину. Причем его праведное негодование снова поддержит федеральный закон: На этот раз – о защите прав потребителей. Ситуация, когда кто-то сначала оказывает услугу, не согласовав ее, а потом требует за это денег противоречит ему в корне.
С 2003 по 2008 автолюбители все же платили за перемещение своих машин. Такая норма была прописана в постановлении правительства РФ №759 от 18.12.2003. Лишь в 2008 году убирать хаотично припаркованные (и задержанные по другим причинам) машины стали за счет казны. Это отражено в редакции КоАП РФ, вступившей в силу 01.07.2008 и подтверждено решением Верховного суда Российской Федерации.
По большому счету подписанное В. Путиным постановление не содержит в себе ничего революционного. Оно лишь закрепляет существующий порядок вещей. Просто теперь нет нужды штудировать разные законы и кодексы – порядок взаимодействия автовладельца и служб эвакуации прозрачно изложен одном документе.