Кто рулит домом? |
Управляющая компания (УК) - организация, в обязанности которой входит управление общим имуществом жильцов - домом и прилегающей к нему территорией. Управляющими компаниями также являются товарищество собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительный кооператив (ЖСК). В ЖСК и ТСЖ управляющими лицами являются жители дома, а в УК - нанятые специалисты. В этом главная разница.
Способ управления домом может быть изменён собственниками в любое время.
За что платим?
УК имеет право распоряжаться только теми средствами, которые собирает с жильцов на ремонт и содержание жилья. Сумма фиксированная, её вы можете увидеть в ежемесячной платёжке, в графе, которая так и называется - «Ремонт и содержание жилья». Как правило, это от 13 до 25 руб., умноженные на площадь вашей квартиры. Этот тариф, то есть сумму с 1 кв. м, устанавливает не УК, а общее собрание собственников жилья (не реже одного раза в год) либо городские власти, если собственники не проявляют интереса к управлению домом. Общее собрание собственников может изменить тариф на содержание как в большую, так и в меньшую сторону, если сочтёт это экономически обоснованным.
На деньги, собранные «на ремонт и содержание», УК должна:
- убирать подъезды и дворовую территорию;
- дезинфицировать мусоропровод, обрабатывать подвалы от крыс и вредных насекомых;
- следить за исправностью лифта;
- менять лампочки;
- проводить профилактические работы в системах отопления и канализации, вентиляции, электроснабжения;
- ремонтировать общее имущество - подъезды, крыши, инженерное оборудование;
- замазывать щели в наружных стенах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006.
Что и как часто УК должны делать в доме? |
Ежедневно |
1 раз в неделю |
2 раза в месяц |
2 раза в год |
1 раз в год |
Влажное подметание лестничных клеток |
Влажное |
Влажная |
Влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, оконных решёток, чердачных лестниц, обметание пыли с потолков, |
Мытьё окон |
Влажное подметание мест перед погрузочным |
Уборка |
Влажная протирка |
||
Мытьё пола кабин лифта |
Уборка и мытьё загрузочных клапанов |
Управляющая компания не может оказывать услуги, требуя за них дополнительные деньги (например, за охрану территории, консьержей в подъездах, стоянку автомобилей), не получив на это одобрения большинства собственников.
Если сумма в платёжке изменилась, вы имеете право требовать объяснений от УК.
Законно увеличение платежа в графе «ремонт и содержание» может произойти только в двух случаях:
- по решению общего собрания собственников (УК должна предъявить протокол с подписями собственников);
- тариф повысился по официальному распоряжению городских властей (требуйте от УК копию документа).
Как проверить работу УК? |
С собственником жилья управляющая компания обязана подписать договор на оказание услуг. В нём перечислено, что именно компания должна для вас делать и за какие деньги. Без договора УК юридически не имеет права брать с вас никаких денег.
Каждый владелец помещения имеет право потребовать у управляющей организации:
- письменный отчёт о проделанной работе за год. На это у компании есть время - 20 дней. Отчёт компания сама обязана предлагать жителям дома на общем собрании собственников в конце отчётного года, а также иметь его в открытом доступе на стенде в офисе или на сайте компании. Любые документы, касающиеся тарифов, начислений, нормативов, показаний общедомовых приборов, вам обязаны предоставить по первому требованию. Если вы обнаружили ошибку в расчётах по тарифу или нормативу, то перерасчёт УК делает в течение 5 дней;
- копии счетов и договоров со всеми организациями, которым УК выплатила деньги за выполненные работы.
Всё это собственнику гарантирует постановление Правительства РФ «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» от 23 сентября 2010 года. Постановление относится в полной мере и к раскрытию деятельности ТСЖ и ЖСК перед своими членами.
Где получить консультацию?
|
Если у вас остались сомнения в качестве и честности работы УК, вы можете:
- обратиться с любым вопросом на портал «Дома Москвы». Портал позволяет узнать «биографию» своего дома (год постройки, тип, из чего построен, перекрытия), а также найти отчётные документы УК;
- через портал можно подать жалобу на недочёты в работе УК в Мосжилинспекцию или управу. Ответ вам обязаны предоставить в течение 8 дней.
Как сменить УК?
|
Что делать, если не устраивает деятельность компании, управляющей вашим домом?
Согласно Жилищному кодексу РФ собственники жилья в любое время могут сменить управляющую компанию, правление ТСЖ или ЖСК. Главная законодательная сила в доме - общее собрание собственников жилья. От имени квартиросъёмщиков, то есть жителей государственного жилого фонда, собственником выступает муниципалитет. Поэтому представители муниципалитета приглашаются на общее собрание собственников обязательно.
Форма управления | ЖСК | ТСЖ | УК | |||
Порядок смены | ЖСК сменить нельзя, но можно переизбрать руководство: председателя и его замов 1. Провести общее собрание членов ЖСК 2. За смену руководства должны проголосовать 2/3 членов 3. Выбрать новое руководство |
1. Провести общее собрание собственников помещений дома 2. Выбрать новое руководство ТСЖ 3. Собрание может проголосовать и за ликвидацию ТСЖ - тогда необходимо выбрать новую УК из числа государственных или частных (см. рейтинг) |
1. Провести собрание собственников и принять большинством (не менее 2/3 голосов собственников) решение о смене управляющей компании, зафиксировать его в протоколе собрания. Закон позволяет проголосовать за решение и заочно. Желательно указать, по каким причинам жители дома расторгают договор с УК в одностороннем порядке. Неисполнение обязанностей, отсутствие документальных отчётов о проделанной работе - веское для этого основание 2. Выбрать (также 2/3 голосов собственников) новую управляющую компанию. Можно это сделать, руководствуясь рейтингом лучших компаний города (см. стр. 7) 3. Можно отказаться от услуг управляющей компании и создать в доме товарищество собственников жилья (ТСЖ) |
|||
+ | Управляют сами жильцы | Управляют сами жильцы | Всё решают за вас, не надо никуда ходить | |||
- | Необходимо самим проявлять активность |
Необходимо самим проявлять активность |
Чужие нанятые люди больше пекутся о своих интересах и своих кошельках |
Куда жаловаться?
|
в Мосжилинспекцию:
- если УК плохо исполняет обязанности, в доме и подъездах грязь, неработающие лифты, нарушения в использовании подвалов и чердаков (штраф до 100 тыс. руб.);
- если УК не предоставляет отчётность, нарушая постановление о прозрачности работы УК перед собственниками (штраф до 300 тыс. руб.).
В прокуратуру и суд:
- если УК подделывает решения общих собраний;
- ворует средства жителей.
Как наказывают УК?
|
- Прокуратура г. Красноуральска, проверив деятельность УК «Литек», выяснила, что было похищено более 1 млн руб., собранных с жителей дома за воду. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в крупном размере».
- ТСЖ «Наш дом» в Екатеринбурге выставляло в квитанциях счёт за тепло по завышенным нормативам. Разницу в стоимости - 190 000 руб. - руководство присвоило. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело.
- За нарушения при создании ТСЖ «Снежная, 14-2» в Москве, в частности за липовый протокол общего собрания, возбуждено уголовное дело по ст. 327, ч. 3 (подделка документов).
Кстати | |
---|---|
Главным контрольным управлением Москвы за 2012 г. проведено более 400 проверок. В государственных казённых учреждениях «Инженерная служба» (ГКУ ИС) районов города были отмечены систематические нарушения на сумму 1,5 млрд руб., которые руководители ГКУ ИС должны будут возместить. 480 млн они вернут в бюджет города, 1 млрд им недодадут из бюджета 2013 г. - сумму надо будет изыскать самим, 300 тыс. руб. составят штрафы. По результатам проверок привлечены к ответственности 222 чиновника, 16 уволены. |
- МУП «ЖХ Металлург» в г. Череповце взимало плату с арендаторов общедомового имущества в 70 домах. В общей сложности было собрано 11 млн руб., которые пропали со счёта МУП, когда жители домов потребовали проверки. Возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата).
- За нарушение законодательства о раскрытии информации УК «ПИК-Комфорт» (г. Химки) оштрафована по постановлению прокуратуры на 250 000 руб.
Рейтинг управляющих компаний Москвы
|
ЛУЧШИЕ |
|
ЦАО ООО «ЖК-Эксплуатация» ЮАО ООО «Артинжстрой» ЮЗАО ООО «МэзоМакс» САО ООО «СЭУ «Фундаментстрой-6» СВАО ООО «Домжилсервис» |
СЗАО ООО «ДЭЗИС» ЗАО ООО «Альтернатива Профи» ВАО ООО «ЕДС-Восток» ЗелАО ООО «ДЭЗ Крюково 9»
|
ХУДШИЕ |
|
ООО «Дельфорг» ООО «Орлеон Грин» ООО «РемонтСервис» ОАО «Трёхгорная мануфактура» ООО УК «Дом-Мастер» ООО «УК Арбат» ООО «Фьючедей сервис» |
ЮАО САО СВАО |
Куда и по каким вопросам обращаться? |
1. Департамент жилищнокоммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы
Контакт-центр по вопросам ЖКХ: (495) 726-80-49, +7 (903) 726-80-49 (для звонков с мобильных телефонов);
«Горячая линия» по вопросам расчётов и начислений за жилищно-коммунальные услуги: (495) 659-15-81 (круглосуточно);
По вопросам аварийных ситуаций в доме (водоснабжение, отопление, канализация, электроснабжение): (495) 681-05-49, (495) 681-73-67;
Единая сервисная служба по приёму показаний квартирных счётчиков: (495) 539-25-25;
Центр координации ГУ ИС: (495) 215-11-84;
Справочная: (495) 957-73-93.
2. ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» (по вопросам оформления)
(495) 530-20-81
3. Если качество воды не устраивает
«Мосводоканал»: (499) 763-34-34
4. Если есть вопросы по энергоснабжению и счетам за свет (в зависимости от организации, обслуживающей дом)
«Мосэнергосбыт»: (495) 981-981-9, 8-800-55-000-55
5. Если есть вопросы по поводу отопления и горячего водоснабжения
«МОЭСК»: 8-800-700-40-70
«МОЭК»: (495) 662-50-50 (пн - чт - с 8.00 до 21.00, пт - до 19.45)
6. Если сломалась газовая плита или колонка
«Мосгаз»: (495) 660-20-01 (пн - сб с 8.00 до 20.00)
7. Если не работает лифт (в зависимости от организации,обслуживающей дом)
МГУП «МОСЛИФТ»: (499) 613-33-08
ОАО «МОС ОТИС» (495) 974-68-47 или 8-800-200-68-47
8. Если во дворе дома мусор, бардак или давно не было ремонта
«горячая линия» ОАТИ: (499) 264-96-81
9. Если в доме провели некачественный капремонт или срывают сроки работ
Департамент капремонта, «горячая линия»: (495) 959-16-54
Мосгосстройнадзор: (495) 543-77-51
10. ГУП «МосгорЕИАЦ»
по вопросам управления многоквартирными домами: (495) 502-89-46
по вопросам установки водосчётчиков: (499) 940-73-16
11. Если есть претензии к компании, управляющей вашим домом
Мосжилинспекция по округам:
ЦАО: (495) 360-20-53
САО: (499) 158-13-34
СВАО: (495) 656-67-54
СЗАО: (499) 192-98-17
ЮАО: (499) 619-63-05
ЮВАО: (499) 784-92-13
ЮЗАО: (495) 310-51-27
ЗАО: (495) 416-60-17
ВАО: (499) 268-38-36
ЗелАО: (499) 732-35-33
Новая Москва: (495) 714-60-12
Инфографика Юлии Аганиной |
Ждём ваши вопросы по теме ЖКХ. Продолжение следует!