Быстрее строим - больше экономим
- Развитие мегаполиса невозможно только за счёт монотонной, однообразной застройки и строительства жизненно важных, но разрозненных объектов. Настоящими драйверами развития города являются мегапроекты: они привлекают инвестиции, являются стартером для строительства других крупных проектов, дают толчок к сбалансированному развитию прилегающих территорий и формируют узнаваемое лицо города.
Если удаётся построить быстрее, получается экономия бюджетных средств. Скажем, развязка на Ленинском проспекте. У неё нормативный срок строительства 48 месяцев, а мы её сделали за 22. Знаете, сколько сэкономили? Почти 15% от стоимости. Всего же в прошлом году было введено более 100 км дорог. В этом году темпов не снижаем. Более того - увеличили объём адресной инвестиционной программы: к 107,5 млрд руб. прибавили 26,4 млрд руб. Всего в планах на 2016 г. добавить городу ещё 97 км дорог, 30 тоннелей, порядка 90 эстакад, путепроводов и 15 пешеходных переходов. И, где бы ни располагались эти объекты (в сложившейся застройке или на территориях развития - в промзонах или Новой Москве), все они нужны для комфортного передвижения по городу.
Рабочие места рядом с домом
Что касается Новой Москвы, то за 4 года с момента присоединения территорий мы добились серьёзных результатов: кроме дорог возвели более 7 млн м² недвижимости (ещё 1 млн м² введут до конца года), построили 1350 разных объектов, в том числе 23 детских сада, 8 школ, 7 поликлиник. Но самое главное - создали порядка 100 тыс. рабочих мест. К 2035 г. Новая Москва будет органично вписана в общую ткань мегаполиса: здесь смогут проживать 1,5 млн человек, а количество рабочих мест возрастёт до 1 млн.
То есть развитие Новой Москвы, равно как строительство дорог и метро (скоро у нас в подземке появится вторая кольцевая - Третий пересадочный контур. - Ред.), можно смело назвать мегапроектами. Какие ещё на подходе?
Крупнейший проект реновации промзоны (причём не только в Москве, но и в России, и в Европе в целом) - ЗИЛ, сопоставимый со строительством нового среднестатистического города. Всего там будет построено 4,5 млн м² недвижимости, население составит порядка 70 тыс. человек, а главное - будет создано 55 тыс. новых рабочих мест.
Помимо ЗИЛа в стадии реализации сегодня находятся проекты реновации таких промзон, как «Ленино», «Верхние Котлы», территория бывшего Тушинского аэродрома, «Серп и Молот», «Соколиная Гора», «Руднёво», «Грайвороново», ряд других. Хочу особо подчеркнуть, что на практике к реновации промзон мы приступили в 2013-м, но за это время там уже появилось 5 млн м² недвижимости, приняты градостроительные решения ещё на 3,25 млн м², из которых около 1 млн м² - жильё, а остальное - недвижимость для создания рабочих мест.
Большие надежды мы возлагаем на запуск в этом году пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК), к которому, как известно, примыкает большое количество промзон. Это даст мощный толчок к развитию этих территорий.
Изюминки столицы
Парк «Остров мечты» - ещё один мегапроект. Он станет настоящей изюминкой столицы. Инвестор вкладывает в парк развлечений 50 млрд руб., а город, подводя к нему транспортную инфраструктуру, - примерно 10 млрд руб. И нельзя сказать, что мы делаем это только для парка, по сути, это пойдёт на пользу всей южной части города (так было и в Париже: для Диснейленда правительство французской столицы построило железную дорогу). Всё идёт по плану, стройка уже началась: первую очередь инвесторы обещают ввести в первом квартале 2018 г. (Подробнее об этом - в № 23 «Мечта, а не парк!». - Ред.)
Такое же комплексное развитие получит и весь район парка «Зарядье» (как он будет выглядеть - см. в № 24 «Парк на бойком месте». - Ред.). Открыть его для публики планируем уже в будущем году - 870-летнего юбилея Москвы.
Смотрите также:
- МКАД «удвоится». Что станет с Московской кольцевой после реконструкции? →
- Мечта любого жителя. Что ждет Новую Москву в ближайшие 20 лет? →
- Большая перемена. Что изменилось в Москве за последние годы? →