Лицом к москвичам. Как сделать столицу привлекательной для работы и отдыха?

Строительство парка Зарядье. © / Максим Блинов / РИА Новости

Это мегапроекты мирового уровня, на реализацию которых в других крупных городах ушли бы десятилетия. У нас же станции подземки, тоннели и эстакады появляются каждый год. Срок сдачи ландшафтного парка - 2017-й, а российского Диснейленда - 2018-й. Как такое возможно, накануне Дня строителя рассказывает «АиФ» Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.    
   

Быстрее строим - больше экономим

- Развитие мегаполиса невозможно только за счёт монотонной, однообразной застройки и строительства жизненно важных, но разрозненных объектов. Настоящими драйверами развития города являются мега­проекты: они привлекают инвестиции, являются стартером для строительства других крупных проектов, дают толчок к сбалансированному развитию прилегающих территорий и формируют узнаваемое лицо города.

Одно из очень серьёзных достижений правительства Москвы - наличие трёхлетней адресной инвестиционной программы. Это позволяет нам планировать любое строительство на три года вперёд. Как нарастить новую ветку метро за один год? Или подвесить эстакаду, прорыть тоннель? А если таких надо несколько десятков? Не представляю! Что уж говорить про масштабные проекты типа «Зарядье» или «Остров мечты». А за три года реально! И так у нас во всём: крупные проекты мы стараемся реализовать за трёхлетку - с 2016 по 2018 г. 
 

Если удаётся построить быст­рее, получается экономия бюджетных средств. Скажем, развязка на Ленинском проспекте. У неё нормативный срок строительства 48 месяцев, а мы её сделали за 22. Знаете, сколько сэкономили? Почти 15% от стоимости. Всего же в прошлом году было введено более 100 км дорог. В этом году темпов не снижаем. Более того - увеличили объём адресной инвестиционной программы: к 107,5 млрд руб. прибавили 26,4 млрд руб. Всего в планах на 2016 г. добавить городу ещё 97 км дорог, 30 тоннелей, порядка 90 эста­кад, путепроводов и 15 п­ешеходных переходов. И, где бы ни располагались эти объекты (в сложившейся застройке или на территориях развития - в промзонах или Новой Москве), все они нужны для комфорт­ного передвижения по городу. 

Рабочие места рядом с домом

Что касается Новой Москвы, то за 4 года с момента присоединения территорий мы добились серьёзных результатов: кроме дорог возвели более 7 млн м² недвижимости (ещё 1 млн м² введут до конца года), построили 1350 разных объектов, в том числе 23 детских сада, 8 школ, 7 поликлиник. Но самое главное - создали порядка 100 тыс. рабочих мест. К 2035 г. Новая Москва будет органично вписана в общую ткань мегаполиса: здесь смогут проживать 1,5 млн человек, а количество рабочих мест возрастёт до 1 млн.

То есть развитие Новой Москвы, равно как строительство дорог и метро (скоро у нас в подземке появится вторая кольцевая - Третий пересадочный контур. - Ред.), можно смело назвать мегапроектами. Какие ещё на подходе?

Крупнейший проект ре­новации промзоны (причём не только в Москве, но и в России, и в Европе в целом) - ЗИЛ, сопоставимый со строительством нового среднестатистического города. Всего там будет построено 4,5 млн м² недвижимости, население составит порядка 70 тыс. человек, а главное - будет создано 55 тыс. новых рабочих мест.     
   

Помимо ЗИЛа в стадии реализации сегодня находятся проекты реновации таких пром­зон, как «Ленино», «Верх­ние Котлы», территория бывшего Тушинского аэродрома, «Серп и Молот», «Соколиная Гора», «Руднёво», «Грайвороново», ряд других. Хочу особо подчерк­нуть, что на практике к ре­новации промзон мы приступили в 2013-м, но за это время там уже появилось 5 млн м² недвижимости, приняты градостроительные решения ещё на 3,25 млн м², из которых около 1 млн м² - жильё, а остальное - недвижимость для создания рабочих мест. 

Большие надежды мы возлагаем на запуск в этом году пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК), к которому, как известно, примыкает большое количество промзон. Это даст мощный толчок к развитию этих территорий.

 

Изюминки столицы 

Парк «Остров мечты» - ещё один мегапроект. Он станет настоящей изюминкой столицы. Инвестор вкладывает в парк развлечений 50 млрд руб., а город, подводя к нему транспортную инфраструктуру, - примерно 10 млрд руб. И нельзя сказать, что мы делаем это только для парка, по сути, это пойдёт на пользу всей южной части города (так было и в Париже: для Диснейленда правительство французской столицы построило железную дорогу). Всё идёт по плану, стройка уже началась: первую очередь инвесторы обещают ввести в первом квартале 2018 г. (Подробнее об этом - в № 23 «Мечта, а не парк!». - Ред.) 

Мы придаём большое значение обеспечению удобной транспортной доступности парка, рядом с которым расположена промзона ЗИЛ, о которой я уже рассказывал. Новую ст. м. «Технопарк» открыли в прош­лом году, в этом прибавится железнодорожная платформа на МЦК. Парк находится в прибрежной зоне Москвы-реки, поблизости от Южного речного порта. Его появление станет частью реализации нашего другого мегапроекта - по развитию прибрежных территорий Москвы-реки.

Такое же комплексное развитие получит и весь район парка «Зарядье» (как он будет выглядеть - см. в № 24 «Парк на бойком месте». - Ред.). Открыть его для публики планируем уже в будущем году - 870-летнего юбилея Москвы. 

Смотрите также: