...Солнце палит так, что даже трава пожелтела. Тишина, слышно только птиц. На кладбище неподалёку от аэропорта Варшавы, куда не кинь взгляд, видны одинаковые столбики могил с полустёртыми красными звёздами. «Лев Крупников, 15 января 1945», «Виктор Кравченко, 4 октября 1944», «Иван Киселёв, 14 сентября 1944» — все фамилии написаны по-польски, на латинице. Здесь лежит 21 468 советских солдат, погибших при освобождении столицы Польши во время Варшавско-Познанской операции. Ни одного человека вокруг. Ни единого (!) венка не лежит у скульптур, изображающих раненых в бою красноармейцев...С грустью вспоминается тот же Трептов-парк в Берлине: там подножие каменной фигуры нашего солдата с девочкой на руках утопает среди цветов. Впрочем, есть вероятность, что и самих скульптур в Варшаве скоро не будет. Институт национальной памяти Польши ещё весной выступил с предложением: снести 500 (!) памятников советским воинам, погибшим за освобождение страны от нацистов.
На месте снесённого памятника на Виленской площади появилась странная стеклянная композиция.
Залитые красным
.... В Институте национальной памяти в Варшаве наотрез отказались от комментариев для «АиФ» — «у нас сейчас идёт смена руководства, мы не знаем, что говорить». Ряд польских политиков также увильнули от интервью, сославшись на занятость. Лишь известный антироссийской направленностью депутат сейма Андржей Розенек заявил прямо — «Снос памятников — глупость, даже не стоит обсуждения!».
Удивительно: желающих сражаться с мёртвыми среди польских чиновников хоть отбавляй, но обосновать своё мнение, привести аргументы они боятся. На площади у Виленского вокзала в Варшаве, где раньше стоял монумент советско-польской дружбе, отныне находится стеклянная будка — новый вход в метро. Жители района не соглашались с демонтажом — власти соврали им, что мемориал уберут временно, на «реконструкцию». Сняли с помощью крана, раскололи постамент — а на место в результате так и не вернули. Ходят слухи, что следующим кандидатом на снос станет памятник советским солдатам в Скаришевском парке. Еду туда. У монумента прогуливаются парочки, играют дети — при ближайшем рассмотрении на силуэте воина с автоматом видны следы очистки: его неоднократно обливали красной краской. «Я не понимаю, зачем рушить памятники?» — горячится Малгожата Каминская, молодая мать с коляской. — У чиновников денег так много? Мне скульптура не мешает».
«Оскорбляют народ»
...- Психически здоровые люди с памятниками не воюют, — утверждает Михаил Грацкий, независимый польский публицист. — И, к сожалению, это прямое доказательство, что польские политики почти поголовно сходят с ума. Они даже не отдают себе отчёт — такими действиями наносится обида вовсе не вашей власти, а всему российскому народу. Зачем начинать снос мемориалов именно сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, когда монументы простояли столько времени, и никто не требовал их демонтажа? Я разговаривал с выжившими узниками нацистских концлагерей в Польше, освобождённых советскими солдатами: все помнят, как плакали от счастья — когда пришли русские. Поступая подобным образом, Польша попросту уничтожает память о себе самой.
Издёвки над могилами
...За время командировки я общался с десятками самых разных людей в Польше. Подавляющее большинство (и я это подчёркиваю) против сноса памятников. Но хватало и тех, кто пытался подобную политику оправдать. Беседы шли в одном стиле. «У вас нет монументов полякам, а они воевали с вами против Гитлера». «Скажите мне, какой город освободили в СССР поляки? Я подниму вопрос в прессе, чтобы поставили памятник». Молчание. «Сталин и Гитлер в 1939 году разделили Польшу, поэтому мы не хотим оставлять мемориалы русским». «Тогда верните ФРГ Силезию и Пруссию, переданные Польше Советским Союзом — в знак того, что вы отказываетесь от наследия Сталина». Молчание. «Русские для нас такие же оккупанты, как и немцы». «Третий рейх уничтожил и разделил польское государство: при СССР земли вашей страны увеличились почти вдвое, и никто не стремился истребить польский народ». Молчание. С мёртвыми советскими воинами весьма удобно бороться. Совершенно безопасно, модно, и главное — прослывёшь патриотом. Пусть такого мнения придерживаются не все поляки, ситуацию это, увы, не меняет. Никто не выйдет с акциями протеста на защиту могил наших солдат.
«Они обращаются с нами, словно с туземцами из Африки». Какое мнение у поляков о размещении у российских границ батальонов НАТО? Читайте в сл. номере «АиФ».