Альтернативы Минским соглашениям нет, не раз повторял президент России Владимир Путин. Этот же тезис подтвердили на последней большой встрече в «нормандском» формате лидеры Германии, Франции и Украины. Однако власти выполнять условия «Минска-2» не спешат. Более того, постоянно дают понять, что делать этого не собираются. Недавно президент Украины Владимир Зеленский в очередной раз заявил, что Минские соглашения составлены «бездарно» и их надо изменить.
Глеб Иванов: Владимир Леонидович, давайте для начала коротко — что такое Минские соглашения и как они должны выполняться?
Владимир Жарихин: Минские соглашения — это комплекс мер по урегулированию кризиса на востоке Украины, подписанные в нынешней, второй редакции, после крупных поражений украинской армии от народной милиции Донбасса под Дебальцево. В нём 13 пунктов, которые должны выполняться последовательно. Сперва — прекращение огня на всей линии соприкосновения и отвод тяжелых вооружений. Затем — принятие Верховной Радой особого статуса Донбасса, проведение местных выборов на этих территориях. Потом — амнистия, обмен заложниками, выполнение Украиной социальных обязательств перед населением Донбасса. Наконец, восстановление Украиной контроля над границей, проведение Украиной конституционной реформы, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию.
— Почему соглашения, подписанные еще в 2015 году, до сих пор не работают?
— Для того, чтобы это понять, нужно попробовать представить, а что было бы, если бы они были выполнены Киевом «от и до». Украина превратилась бы в государство федеративное, причем с элементами конфедеративности. Потому что по этому соглашению области Донбасса будут иметь право на собственные вооруженные формирования. Очень тяжело представить, что после предоставления столь широких полномочий Донбассу, остальные области Украины останутся в прежних рамках. Скорее всего, и они получат новые полномочия.
Украина превратится в действительно нейтральное государство, которое не присоединяется ни к НАТО, ни к ОДКБ и ЕАЭС. Первому не дадут произойти республики Донбасса, второму — западные области Украины. Это будет федеративное внеблоковое государство, которое будет проводить политику как при Кучме.
Для нынешней украинской власти места не остается. Подобные деятели не смогут руководить тем государством, которое сформируется после выполнения Минских соглашений. Поэтому они сделают все, чтобы их не выполнять. Уже сейчас мы видим, как Зеленский уничтожает оппозицию внутри страны, вводя санкции или угрожая уголовным преследованием своим противникам.
Если говорить прямо, то в полном объеме Минские соглашения могли бы быть выполнены только в том случае, если бы страна потерпела полное военное поражение.
— Собственно, они и были подписаны, когда украинская армия находилась в катастрофическом положении.
— Совершенно верно. Мне кажется, разрабатывая эти соглашения, Россия не учитывала общую ситуацию в международной политике, которая в тот момент уже наступила. Это смерть договорной дипломатии. Договоры не действуют, не выполняются, из них выходят без объяснения причин. А в случае с «Минском-2» его гарантами с украинской стороны были те страны, которые приложили руку к созданию этой ситуации. Германия и Франция, по большому счету, были стороной конфликта, а отнюдь не нейтральными посредниками. И ждать от них, что они будут заставлять Киев выполнять соглашения, по меньшей мере странно.
К сожалению, мы до сих пор продолжаем верить в договорную дипломатию, несмотря на то, что американцы без объяснения причин разорвали договор о ракетах средней и меньшей дальности, вышли из договора по открытому небу, из многих других соглашений по безопасности. Мы помним, с чего начался кризис на Украине — с того, что на следующий день после подписания был разорван договор об урегулировании кризиса, подписанный Януковичем, украинской оппозицией и западными странами. Сейчас мы требуем от западных стран дать письменное обещание не брать Украину в НАТО. Странно, что они не дают такого общения — ведь они могут легко выйти из этого соглашения потом, как они делают это постоянно.
Поэтому Минские соглашения — это не какой-то единичный случай невыполнения договоров. Украинцы раньше нас поняли, что можно что угодно подписывать и не выполнять.