«Умеренная» расправа
Инцидент с уничтожением российского бомбардировщика Су-24 в небе над Сирией не только серьезно осложнил российско-турецкие отношения, но и вновь заставил говорить о том, что за люди входят в состав отрядов так называемой «умеренной» оппозиции.
Широкую известность получили распространенные в интернете видеозаписи, сделанные боевиками, на которых они сначала ведут огонь по летчикам, спускающимся на парашютах после катапультирования, а затем осматривают тело убитого российского пилота.
Впрочем, «осматривают» — слово неточное. На видео запечатлена отвратительная сцена, в которой толпа вооруженных людей глумится над погибшим, перемежая свои действия здравицами в честь Всевышнего. Кто-то из боевиков сетует, что летчика застрелили, в то время как нужно его было сжечь живьем.
После подобных кадров очень сложно поверить в заявления официальных лиц США и Турции, что Россия, дескать, атакует «умеренных оппозиционеров», не имеющих никакого отношения к террористам «Исламского государства» (группировки, деятельность которой на территории РФ запрещена по решению Верховного суда).
Командир «сирийских туркмен»
Как сообщал Associated Press, ответственность за расстрел российского пилота сбитого Су-24 взяла на себя так называемая «10-я бригада Побережья», представитель которой, Джахед Ахмад, заявил о намерении обменять тело убитого на своих соратников, находящихся в руках официальных властей Сирии.
Участников данной группировки представители западных СМИ называют «сирийскими туркменами» и представляют в роли едва ли не беззащитных жертв российской авиации. Нечто подобное высказал и официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер, увидевший в расстреле летчика, спускающегося на парашюте после катапультирования, реализацию права на самооборону.
Среди людей, расстреливавших пилота, что, кстати, является прямым нарушением Женевской конвенции, особенно выделялся персонаж, охотно позировавший перед оказавшимися на месте событий иностранными корреспондентами с деталями обмундирования российского летчика. Боевик успел дать интервью Reuters, а также египетским и турецким СМИ, в которых назвал и свое имя — Альпаслан Челик. Журналисты представили его как заместителя командира бригады сирийских туркмен.
Матерый «волк»
Однако очень скоро стало ясно, что к сирийским туркменам Альпаслан Челик имеет довольно отдаленное отношение. В интернете оказалось немало материалов, в которых упоминается имя Челика. Кроме того, у него есть и страница в социальной сети, где боевик распространяет фотографии из зоны боевых действий.
На самом деле Альпаслан Челик — этнический турок, сын бывшего мэра турецкого города Кебан. До своего появления в Сирии Челик успел отметиться в Ираке, где также участвовал в боях на стороне одной из вооруженных группировок.
На ряде фотографий Альпаслан Челик изображен на фоне голубого знамени и с весьма интересным жестом — сжатая ладонь с вытянутыми вверх указательным пальцем и мизинцем. Этот жест отличается от традиционного вытянутого указательного пальца вверх, принятого у исламистов, и более всего похож на широко известную «козу», принятую у поклонников рок-музыки.
Однако жест в исполнении Альпаслана Челика и его соратников говорит не о любви к року, а о принадлежности к радикальной турецкой группировке «Бозкурт» — «Серые Волки».
Террористическая война за «Великий Туран»
«Серые Волки» возникли в 1960-х годах как молодежное крыло ультраправой турецкой Партии националистического движения (МНР). Однако молодежь по части радикальных акций очень быстро превзошла старших товарищей. Организация, в основу идеологии которой легли пантюркизм, неофашизм и антикоммунизм, широко использовала террористические методы.
«Наша борьба будет продолжаться, пока национальная Турция не создаст Великий Туран. Мы никогда не отступим. Мы победим. Да хранит Аллах турок и возвеличит их», — это цитата из так называемой «Клятвы идеалиста», которую дают вступающие в организацию новобранцы.
В 1970-х годах, в разгар террористической войны в Турции между ультраправыми и ультралевыми боевики «Серых Волков» убили более 2000 человек. Впрочем, в различных столкновениях в этот период погибли и около 1300 членов самой организации.
В 1980 году после переворота в Турции, совершенного военными, начались преследования «Серых Волков», в результате чего многие радикалы оказались за решеткой. Оставшиеся на свободе члены группировки перенесли свою деятельность в Европу, где к этому времени уже находились тысячи турецких рабочих, многие из которых поддерживали идеи «Серых Волков».
Самой громкой акцией «Серых Волков» в их истории стало совершенное 13 мая 1981 года покушение на Папу Римского Иоанна Павла II, совершенное членом организации Мехметом Али Агджой.
Мастера войн и мятежей
В 1990-х годах «Серые Волки» перешли на легальное положение в Турции, при этом не отказавшись от насильственных методов. В новую эпоху основными мишенями «Серых Волков» стали курдские активисты, а также представители других национальных и конфессиональных меньшинств, действия которых, по мнению радикалов, наносят ущерб идее «Великого Турана».
По отношению к режиму Реджепа Тайипа Эрдогана «Серые Волки» находятся в оппозиции. В первую очередь это связано с тем, что радикалы привержены секуляризму Ататюрка и не поддерживают проводимую Эрдоганом политику «ползучей исламизации» страны.
Подобные разногласия не мешают «Серым Волкам» сотрудничать с исламистами во время террористических акций и боевых действий за пределами Турции.
Так, «Серые Волки» участвовали на стороне Азербайджана в войне с Арменией, а затем приняли участие в мятеже против Гейдара Алиева, что и привело к запрету организации в этой стране. Воевали «Серые Волки» и против российских войск в рядах чеченских бандформирований.
Убийц ожидает возмездие
Нынешние власти Турции, официально не одобряющие деятельность «Серых Волков», одновременно охотно используют их как в борьбе против курдов в самой Турции, так и в боевых действиях за рубежом. Именно поэтому радикалы из группировки «Серые Волки», такие как Альпаслан Челик, воюющие сегодня в Сирии, получают помощь и поддержку со стороны как спецслужб Турции, так и турецких военных. Имеющиеся на сегодня сведения позволяют сделать вывод, что охота на пилотов сбитого Су-24, которую вел Альпаслан Челик со своими подручными, координировалась с территории Турции. Так, когда уцелевший штурман смог связаться с российской авиабазой по аварийной радиостанции, он, по всей видимости, был запеленгован турецкими военными, которые передали информацию боевикам. Буквально спустя несколько минут после сеанса связи в район выхода летчика в эфир выдвинулась колонна боевиков. Однако навыки выживания и маскировки, а также своевременная помощь сирийского спецназа позволили штурману Константину Мурахтину избежать попадания в плен к террористам.
Спасенный капитан Мурахтин уже заявил журналистам, что хочет остаться воевать в Сирии, поскольку «обязан вернуть должок за командира».
Несомненно, что среди тех, кто заплатит за гибель пилота Су-24 подполковника Олега Пешкова, будет Альпаслан Челик и его «коллеги» из «Серых Волков» — убийцы, являющиеся «умеренными сирийскими оппозиционерами» только в речах западных политиков.