Скифским золотом занялся СКР. Кто ответит за «культурное мародерство»?

История, связанная с коллекцией скифского золота из музеев Крыма, которая растянулась на восемь лет, получила новое развитие. К делу подключились компетентные органы Российской Федерации.

   
   

«Своевременно сделано не было»

«Следственным комитетом проводится доследственная проверка по факту хищения предметов, имеющих особую культурную ценность, известных как скифское золото. Идут опросы тех, кто причастен к вывозу скифского золота с территории Крыма, выясняется, и это главный вопрос, что было предпринято для того, чтобы его вернуть, достаточно ли было этих мер», — заявил ТАСС заместитель руководителя рабочей группы по международно-правовым вопросам при постоянном представительстве Крыма при президенте РФ Александр Молохов.

По мнению следствия, в 2014 году из-за действий чиновников Минкульта РФ, а также их крымских коллег скифское золото не было своевременно передано в состав музейного фонда РФ.

«Есть конкретные чиновники, которые давали указания. Они должны были организовать передачу, оформление этой коллекции как неотъемлемой части музейного фонда РФ в музейный фонд нашей страны. Своевременно этого сделано не было», — заявил ТАСС Молохов.

Как выясняется, внутри российских органов власти разгорелся спор о том, кто и от чьего имени должен вести борьбу за коллекцию в голландских судах. По утверждению Молохова, жалобу в Верховный суд Нидерландов будут подавать от имени музеев Крыма, а не от России: «От России не хотят подавать жалобу. Против выступило управление по вопросу международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. Чиновники просто боятся брать ответственность на себя, оставляя музеи один на один с Украиной и голландским правосудием».

«Золотой остров в Черном море»

В начале 2014 года в Нидерланды отправилась коллекция ценностей из музеев Крыма и Украины, насчитывавшая несколько сотен экспонатов. Выставка под названием «Крым — золотой остров в Черном море» проходила в археологическом музее Алларда Пирсона при содействии Амстердамского университета с 7 февраля по 31 августа 2014 года. По ее окончании экспонаты из музеев Киева и Одессы вернулись домой. А вот коллекции из четырех музеев Крыма оказались в подвешенном состоянии.

Речь идет о 565 музейных предметах, 2111 единицах хранения общей стоимостью примерно 1,4 млн евро. Впрочем, когда речь заходит об исторических ценностях, о цене говорить сложно.

   
   

Когда коллекция готовилась к отправке в Нидерланды, в документах она обозначалась как собственность Украины. Но затем политическая реальность изменилась: в Киеве произошел государственный переворот, а Крым принял решение о присоединении к России. В итоге золотые вещи времен Античности и раннего Средневековья оказались в эпицентре политических страстей настоящего.

Политика против логики и справедливости

Самое логичное, что можно сделать, — вернуть предметы музеям, из которых они были вывезены. Тем более что при всех выпадах в адрес России европейцам не приходило в голову обвинять Россию в расхищении крымских культурных ценностей.

Но в Нидерландах с самого начала кризиса на Украине политики занимают весьма одностороннюю позицию, что проявилось и в решениях судебных органов. В 2016 году окружной суд Амстердама, а в 2021 году и апелляционный суд Амстердама приняли решение о передаче скифской коллекции Киеву.«Хотя музейные экспонаты происходят из Крыма и в этом смысле также могут рассматриваться как наследие Крыма, они являются частью культурного наследия Украины, поскольку последняя существует как независимое государство с 1991 года», — говорится в решении суда.

Какое отношение скифы и сарматы, частью культуры которых являются золотые вещи из Северного Причерноморья, имеют к 30-летней украинской независимости? Никакого.

Ценности скифские, раскопки советские

Да и археологические находки, о которых идет речь, были сделаны во времена, от которых Украина всеми силами открещивается.

Останки города Неаполя Скифского были обнаружены в середине XIX века, то есть во времена Российской империи, а активные раскопки начались в 1926 году силами группы Николая Эрнста. Главные же находки были совершены Тавро-скифской экспедицией Павла Шульца в 1950-х годах.

Часть оказавшихся в коллекции экспонатов была обнаружена на Усть-Альминском городище скифов, открытом Эрнстом в 1930-х годах. Все активные исследовательские работы в этом месте пришлись на советский период, а независимой Украине дела не было ни до ценностей, ни до науки в целом. Весьма характерной была и реакция президента Зеленского на решение голландского суда: «Скифское золото вернется на Украину. Мы всегда возвращаем своё. Сначала вернем скифское золото, а потом и Крым».

Возникает логичный вопрос: если вы считаете Крым своим, то зачем отнимаете ценности, принадлежащие его музеям? Видимо, затем же, зачем Киев подвергает крымчан водной блокаде и обещает им кары за «коллаборационизм».

Грабить культурные ценности на Востоке Западу не привыкать

Но с украинскими политиками все понятно: для тех, кто взял власть в 2014 году, мародерство является частью обычной практики. Куда больше вопросов к Нидерландам. Музеи этой страны участвуют в культурном обмене с музеями России, но после истории со скифским золотом возможность прекращения подобных связей стала вполне реальной. Если сегодня голландские власти из политических соображений не возвращают экспонаты музеям Крыма, то где гарантия того, что завтра не найдут оснований для аналогичных действий в отношении коллекций из Москвы и Петербурга? История со скифским золотом живо напомнила времена Великой Отечественной войны. Гитлеровцами в СССР были разграблены десятки музеев, а сводный каталог утраченных ценностей составляет 1 135 900 единиц хранения. Когда заходит речь о трофейных ценностях, вывезенных из Германии в СССР после войны, нужно отметить, что они составляли не более 1/20 части от того, что утратил Советский Союз в результате нашествия гитлеровцев. Но из вывезенного СССР впоследствии многое добровольно и безвозмездно возвратил. А вот похищенные в нашей стране ценности зачастую десятилетиями хранятся в частных коллекциях, несмотря на то, что владельцы осведомлены об истории этих раритетов. Есть уверенность, что рано или поздно скифское золото вернется домой, в Крым. А тем, кто заварил эту кашу, решив сделать «культурное мародерство» частью политического процесса, воздастся по заслугам.