Суицид в тени убийства
Убийство Бориса Немцова, оказавшееся в центре внимания как в России, так и на Западе, оставило в тени не менее драматические события, разыгравшиеся в ту же ночь на Украине.
В Киеве покончил с собой, выбросившись из окна собственной квартиры, расположенной на 17-м этаже, бывший первый заместитель руководителя фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины Михаил Чечетов.
Россиянам имя Чечетова мало что говорит, а вот на Украине этот политик был весьма заметной фигурой, вызывавшей откровенную ненависть у противников «регионалов».
Чечетова называли «дирижёром» парламентской фракции Партии регионов в Раде. Благодаря его организаторским способностям обеспечивалось голосование за нужные законы даже тогда, когда, по мнению оппозиции, в зале не было кворума.
К слову сказать, подобная практика для Украины не является чем-то необычным, и во времена «оранжевой» коалиции её столь же успешно использовали сторонники Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко.
Впрочем, судят не победителей, а проигравших. Чечетов, в отличие от Виктора Януковича, внештатным советником которого он являлся вплоть до бегства последнего, оказался в числе тех представителей бывшей правящей партии, кто после февраля 2014 года остался на Украине.
«Думаю, так будет лучше для всех»
До поры до времени Чечетов подвергался исключительно психологическому прессингу со стороны победивших, но 20 февраля 2015 года дело дошло до ареста.
Прокуратура предъявила функционеру «регионалов» обвинение в совершении преступления во время принятия 16 января 2014 года так называемых «диктаторских законов»: как член счётной комиссии он подписал протокол о голосовании с недостоверными данными. «Диктаторскими законами» представители нынешнего киевского режима называют пакет законопроектов, принятых в разгар противостояния на Майдане, которые, по их мнению, являлись грубым попранием конституционных свобод граждан.
Решением суда Чечетов был взят под стражу, но три дня спустя освобождён под залог в размере 5 миллионов гривен.
В ночь на 28 февраля, как уже говорилось, Чечетов выбросился из окна, оставив предсмертную записку: «Нет никаких моральных сил больше жить. Я ухожу. Думаю, так будет лучше для всех. Спасибо всем за поддержку».
Украинские СМИ со ссылкой на осведомлённые источники сообщали, что Чечетов после начала судебного преследования находился в состоянии глубокой депрессии, с которой не смог справиться.
Самоубийство Чечетова вызывает немало вопросов. Депутат Верховной Рады и советник главы МВД Антон Геращенко не исключил, что Чечетова могли довести до самоубийства. При этом Геращенко исключил возможность появления в квартире киллеров и нелестно отозвался о погибшем. По его мнению, Михаил Чечетов понял, что «шансов отвертеться от наказания и выйти сухим из воды у него нет, а сидеть в колонии в его возрасте с его болячками ему не хотелось».
Он слишком много знал
Господин Геращенко давно известен тем, что часто говорит больше, чем следует. Летом 2014 года советник главы МВД заявлял, что пропавший российский журналист Андрей Стенин арестован спецслужбами и подозревается в «пособничестве террористам». Позже Геращенко отказывался от этих слов, проговорившись, однако, что журналист, скорее всего, «погиб вместе со своими друзьями-террористами». Всё это происходило до того, как останки Стенина были обнаружены, причём вместе с ним действительно погибли его коллеги из Донбасса, которых киевский режим считает «террористами».
Вот и сейчас, когда Геращенко заговорил о доведении до самоубийства, складывается впечатление, что советник главы МВД владеет информацией о том, что на самом деле произошло с Чечетовым в ночь на 28 февраля.
61-летнему Михаилу Чечетову действительно было что рассказать. За двадцать лет карьеры в украинской политике он узнал много такого, что сильные мира сего предпочли бы вечно держать в секрете.
С 2003 по 2005 годы Чечетов возглавлял Фонд госкомимущества Украины и непосредственно участвовал в приватизации государственных объектов и крупнейших предприятий, проводившейся в пользу украинских олигархов. Но дело не только в приватизации — Чечетов был глубоко вовлечён в политическую систему Украины и знал не только подноготную своих соратников из команды Януковича, но и многое о тех, кто сегодня встал у руля государственной власти.
Кому от возможных откровений Чечетова на суде стало бы жарко, теперь остаётся только предполагать.
Смертельный вирус мелитопольских гаражей
Суицид Чечетова — не единственный подобный случай на Украине за последние дни. В ночь на 25 февраля повесился городской голова Мелитополя Сергей Вальтер. Против Вальтера, лидера местных «регионалов», ещё с 2013 года тянулось уголовное дело по обвинению в коррупции и создании ОПГ. В связи с уголовным делом Вальтер был отстранён от исполнения обязанностей городского головы, хотя сам политик пытался оспорить это решение и вернуться к исполнению своих обязанностей.
Следствие шло в течение двух лет, свидетели отказывались от ранее данных показаний, и наблюдатели весьма скептически относились к возможности вынесения Вальтеру обвинительного приговора.
Но 20 февраля президент Украины Пётр Порошенко назначил губернатором Запорожья Валентина Резниченко. Резниченко называют креатурой главы администрации президента Бориса Ложкина, и в Запорожье он был направлен «для наведения порядка».
По удивительному стечению обстоятельств, всего через несколько дней после этого Вальтер, опальный городской голова Мелитополя, города областного значения в Запорожской области, решает свести счёты с жизнью.
Причём, как утверждают мелитопольцы, Вальтер, ещё накануне уверенный в благополучном для себя исходе уголовного дела, в ночь на 25 февраля настолько расхотел жить, что побежал вешаться в собственный гараж.
А сутки спустя после Вальтера был найден мёртвым 47-летний заместитель начальника милиции Мелитополя Александр Бордюг. Его тело нашли, что интересно, опять-таки в гараже. По факту смерти Бордюга была начата проверка. Утверждается, что высокопоставленный милиционер страдал заболеванием сердца, хотя официально причина смерти не названа.
Заложник «дела Гонгадзе»
Эта череда странных смертей заставляет вспомнить классическую для Украины историю самоубийства Юрия Кравченко, 10-летие которого исполняется 4 марта.
Юрий Кравченко занимал пост главы МВД Украины с 1995 по 2001 годы и в этом качестве стал фигурантом так называемого «кассетного скандала», связанного с гибелью журналиста Георгия Гонгадзе.
В опубликованных осенью 2000 года аудиозаписях, якобы сделанных в Президентском дворце, содержались беседы высокопоставленных лиц Украины, включая человека, чей голос сильно похож на голос президента Леонида Кучмы. Среди прочего, голосами людей, которые якобы принадлежат Кучме и Кравченко, ведётся обсуждение возможности убийства Гонгадзе.
Георгий Гонгадзе исчез 17 сентября 2000 года, а его обезглавленное тело было обнаружено в лесу, в 100 километрах от Киева, 2 ноября 2000 года, незадолго до появления скандальных аудиозаписей.
В марте 2001 года Кравченко уволили с поста главы МВД Украины. В течение последующих лет он занимал ещё ряд государственных постов, в частности являлся главой администрации Херсонской области и председателем Государственной налоговой администрации Украины.
Настоящие проблемы у Кравченко начались после победы в январе 2005 года так называемой «Оранжевой революции» и прихода на пост президента Украины Виктора Ющенко.
«Оранжевые», для которых «дело Гонгадзе» стало знаменем политической борьбы, обещали раскрыть его и наказать виновных сразу после своей победы на выборах.
В начале марта 2005 года Ющенко объявил о раскрытии «дела Гонгадзе». В последующие годы были приговорены к различным срокам исполнители убийства, а в 2013 году (уже при президентстве Януковича) был осуждён на пожизненное заключение генерал МВД Алексей Пукач, который, по версии следствия, руководил расправой. В приговоре по делу Пукача утверждалось, что приказ об убийстве Гонгадзе он получил от своего начальника — главы МВД Украины Юрия Кравченко.
Сам Кравченко ни подтвердить, ни опровергнуть этого не мог, ибо ко времени суда над Пукачом был уже восемь лет как мёртв.
Два выстрела в голову
4 марта 2005 года, за день до своего 54-летия, Юрий Кравченко должен был явиться на допрос в Генеральную прокуратуру по «делу Гонгадзе».
Однако отставной глава МВД на допрос так и не пришёл. Его тело нашли на принадлежащей ему даче, в элитном посёлке «Золотые ворота» в Конче-Заспе под Киевом.
Согласно официальной версии, Кравченко покончил с собой. Фотографии его мёртвого тела широко разошлись в украинской прессе.
Но в версии о суициде оказалось большое количество мелких нестыковок, и одна большая, прямо-таки грандиозная нестыковка — согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Юрий Кравченко застрелился двумя выстрелами в голову.
Одним из первых версию о самоубийстве Кравченко двумя выстрелами в голову озвучил тогдашний глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов.
Описание самоубийства двумя выстрелами в голову, сделанное Турчиновым, вошло в украинский фольклор. Поверить в данную версию, против которой высказались авторитетные эксперты-криминалисты, не смогли даже многие сторонники «оранжевых».
Так, Юрий Луценко, ныне являющийся председателем партии «Блок Петра Порошенко» (и вроде бы являющийся идейным сподвижником Турчинова), в 2007 году, находясь на посту главы МВД Украины, заявил: «Я не верю в самоубийство Кравченко и имею на это доказательства… Вопросы к экспертам были сформулированы, чтобы подвести под версию самоубийства».
Несмотря на то, что большинство независимых экспертов однозначно заявили, что характер ранений исключает возможность того, что Кравченко стрелял в себя дважды, никто всерьёз расследованием его гибели не занимался. Противоборствующие политические элиты Украины «застрелившийся двумя выстрелами» экс-министр, очевидно, вполне устраивал.
Кстати, следователи, настаивавшие на версии суицида, утверждали, что Кравченко не вынес психологического давления. Ровно эту же причину десять лет спустя приводят в качестве обоснования самоубийства Михаила Чечетова.
Юрий Кравченко десять лет назад в своём суицидальном порыве был не одинок, как не одинок сегодня Михаил Чечетов. 27 декабря 2004 года, сразу после так называемого «третьего тура президентских выборов», на своей даче в Бортничах под Киевом застрелился министр транспорта и связи Украины Георгий Кирпа.
Самострел Сашко Билого
А если вернуться к истории Украины последнего года, то следует вспомнить знаменитого радикала Александра Музычко, известного как Сашко Билый. В ночь на 25 марта 2014 года Билый погиб в Ровно во время операции по его задержанию, которая проводилась по приказу главы МВД Арсена Авакова. Напомним, что Сашко Билый, фактически взявший город Ровно и окрестности под свой контроль, прямо грозил министру физической расправой.
Кадры видеозаписи и показания свидетелей позволяли сделать вывод, что безоружного Музычко намеренно застрелили. Однако комиссия МВД Украины пришла к выводу, что Сашко Билый случайно застрелил себя сам.
Согласно отчёту комиссии, Музычко «сделал два выстрела в направлении оперативных работников, одновременно попав навылет в кожный покров собственного тела, и пытался сделать ещё один выстрел таким же образом, но в результате физических усилий оперативников не рассчитал направления своего движения и полёта пули, в результате чего попал себе в область сердца».
Оперативники начали подтягивать правую руку Музычко с пистолетом в сторону, а левую заводить за спину и надевать наручники, и тогда он «рефлекторно нажал на спусковой крючок», в результате чего произошёл выстрел, и пуля ушла в сторону.
«Оперативные работники, не осознавая в то время факта смерти Музычко, отобрали из его правой руки пистолет ПМ калибра 9 мм… завершили надевание наручников, перевернули его тело лицом вверх и обнаружили признаки огнестрельных ранений, безотлагательно с применением ножа с целью облегчения оказания экстренной медпомощи разрезали одежду Музычко».
Для полноты картины сообщалось, что автоматы у бойцов спецназа, задерживавших Музычко, были заряжены холостыми патронами.
Жизнь прекрасна
Подводя итог, следует сделать вывод: на Украине опальные политики, чиновники и общественные деятели, которые слишком много знают, начинают испытывать непреодолимую тягу к совершению самоубийства. Настолько непреодолимую, что готовы ради устранения самих себя совершать чудеса вроде двух выстрелов голову.
Немудрено, что свергнутый президент Украины Виктор Янукович предпочёл немедленно сменить украинский климат на российский.
Тем же, кто по-прежнему остаётся в украинском политическом поле, остаётся только пожелать любви к жизни, и как можно более сильной.