В Донецк, в котором сторонники федерализации уже несколько недель удерживают под контролем здание областной государственной администрации (ОГА), мне пришлось прорываться буквально с боями. В аэропорту на паспортном контроле у всех россиян забирают паспорта со словами: «Ждите, вас пригласят». А потом пограничники в штатском вызывают их в кабинеты и «беседуют»: «Какова цель вашей поездки? Где работаете? Где остановитесь? Сколько денег везёте? Докажите, покажите». Двух россиян (мужчину и женщину) на моих глазах развернули и отправили ближайшим рейсом обратно в Москву.
Город, сильно обезлюдевший («все богатеи разъехались - боятся», - пояснили мне), в выходные и вовсе выглядел полупустым.
Но очаг народного сопротивления (в здании ОГА) горит революционным пламенем круглосуточно. Метрах в ста от революционного штаба установлен пограничный столб (окрашенный в позитивные оранжево-салатовые цвета) с российским двуглавым орлом. Это означает, что далее за этой границей действует новая, народная власть, путь к которой преграждают навалы шин, мешков с песком, порезанных на куски автомобилей, перехваченных колючей проволокой. Сделано всё основательно и, чувствуется, надолго. За вторым ограждением - импровизированная сцена, где днём проходят протестные митинги, а по ночам крутят в основном новостные программы российских телеканалов. На самих баррикадах огромное количество российских триколоров, плакаты с революционным содержанием: «Мы с Россией!», «США, руки прочь от Украины!» и т. д. Юлия Тимошенко названа «брехлом», а под портретами Яценюка, Тягнибока, Кличко и Турчинова красуется надпись: «Они совершили вооружённый государственный переворот! Я, гражданин Украины, признаю их власть нелегитимной и преступной».
Штаб революции
Чтобы пройти внутрь здания, не нужно никаких пропусков, достаточно на входе сказать, что ты россиянин и пришёл поддержать жителей Донбасса. Все обитатели штаба готовы к штурму в любой момент. Внутри - настоящий муравейник. По коридорам туда-сюда снуют активисты в камуфляже, спортивных костюмах и просто будничной одежде, вооружённые палками, битами, арматурой и противогазами. В основном молодые парни пролетарского вида, но есть женщины, молодые девушки и даже бабушки. Одна старушка спала прямо на «революционном посту» - на стуле возле неработающего лифта, рядом с которым была гора закатанных в банки консервированных продуктов.
На белой бумаге, прилепленной к дверям кабинетов, обозначены места, из которых прибыли активисты, - Горловка, Макеевка, Енакиево, Мариуполь и т. д. «Где тут у вас самый главный? Хочу пообщаться», - обращаюсь я к одному из парней, чьё лицо скрыто под медицинской маской. «А ты кто?» - уточнил он. И, получив ответ «журналист из Москвы», кивком пригласил меня следовать за ним. «Павел, начальник штаба», - протянул мне руку мужчина лет 35. К Павлу «не зарастает народная тропа», люди приходят в основном с бытовыми вопросами. Кто-то просит дать 100 гривен (чуть больше 300 рублей). «Бери сразу 200. Чего ты будешь без конца шастать за сотнями?» - уговаривает его начальник и выписывает «чек» - клочок бумаги с подписью.
- Павел, неужели вы верите, что Народная Донецкая республика - это реальность, а не утопия? - спрашиваю я.
- Это свершившийся факт, - отвечает начальник штаба. - Рано или поздно такое должно было случиться - народ должен был прозреть. И это не захват власти, а возвращение её народу.
- Я так понимаю, у вас тут всё на доверии, включая финансы?
- А если не доверять, то как тогда?
- А есть тут люди, которые могут чего-нибудь под шумок своровать?
- А ребята сразу всех предупредили, что тех, кто будет крысятничать, отведём в подвал и расстреляем. В такой важный момент обманывать народ и воровать ни в коем случае нельзя.
«Каковы ваши основные требования?» - этот вопрос я адресую женщине лет 50, встреченной на другом этаже штаба. «Алина, риелтор, - представляется она. - Сначала мы хотим провести референдум о федерализации. Следующим этапом должны быть выборы не президента, а в Раду. Русский язык - как второй государственный и Таможенный союз с Россией».
По её словам, терпение людей лопнуло после того, как милиция, переодетая в гражданскую одежду, под видом повстанцев стала «винтить» и увозить активистов в неизвестном направлении. Главных вместе с народным губернатором Донбасса Павлом Губаревым отправили в Киев, активистов рангом помельче упрятали в местные СИЗО. Люди узнали, что в город прибыло подкрепление в лице американских военных спецов, - и терпение лопнуло. При этом сегодня большая часть милиции перешла на сторону митингующих. На подъезде к зданию ОГА круглосуточно дежурит пара машин ДПС, у самого входа - несколько сотрудников милиции, скорее праздно шатаются, нежели несут вахту.
«У нас митинги в выходные собирают по 10 тысяч человек, - продолжает Алина. - Многие приезжают на последние деньги, здесь потом и остаются. Вот шахтёры приехали сегодня вечером всей сменой, человек 200. Люди понимают, что это наш единственный и последний шанс выжить. Но при этом мы осознаём, что России, по большому счёту, мы не нужны. Зачем ей ещё один депрессивный регион? Да и дети наши не все хотят в Россию, они выросли в другой стране. Мы все на самом деле хотим жить в единой Украине, в тех же границах, только в федерации. Лишь тогда у нас будет возможность запретить на своей территории все профашистские организации. Если Западной Украине это нравится - ради бога, у себя на Западе поклоняйтесь своему Бандере. Но у нас не было и не будет памятников ни Шухевичу, ни Бандере. Нам нужны свои образовательные программы. В нынешних украинских учебниках истории написано, что войну выиграли американцы. Можете себе представить: вся Вторая мировая война описана на четырёх страничках, и правление Ющенко - тоже на четырёх! У нас Пушкин и Есенин изучаются как зарубежные авторы. Это просто моральная и интеллектуальная катастрофа! Полное оболванивание! Киевские власти делают вид, что игнорируют нас. На самом деле они нас боятся. Боятся федерализации. Она им невыгодна. Потому что юго-восток Украины кормит всю западную часть, здесь всё основное производство».
Счастливый рассвет
«Янукович, конечно, сволочь и предатель, - продолжает активистка Алина, отвечая на мой вопрос. - Но он нам нужен как живой легитимный президент, чтобы доказать, что в данный момент в Киеве у власти - хунта. И все договора и соглашения, которые они сейчас подписывают, нелегитимны. Вы знаете, - переходит моя собеседница на ностальгическую волну, и глаза её увлажняются, - мне повезло: я прожила счастливо 25 лет в Советском Союзе. Когда мы пережили первую ночь штурма, рассвет мы встречали под гимн Советского Союза. Мы, женщины, живым кольцом стоявшие во дворе здания, испытали такой невероятный внутренний подъём! Это был второй самый счастливый рассвет в моей жизни. Первый был, когда родился сын!»
Попрощавшись со своей новой знакомой, я вышел на улицу, где революционеры разгружали машину, прибывшую из Макеевки. В полиэтиленовых пакетах и холщовых мешках были собраны медикаменты, палки, дрова, еда. Мне тоже захотелось внести свою посильную лепту в украинскую революцию, и я опустил в ящик для пожертвований, стоящий при входе, 200 гривен.
Отношение к событиям на Украине со стороны властей Евросоюза и США поражает. Двойные стандарты тут на каждом шагу. Вот как различаются оценки: | |
Киев | Юго-восточные регионы |
1. Уличные демонстрации | |
Выступление свободолюбивых украинцев против ненавистного режима | Массовые беспорядки с антиконституционными требованиями |
2. Захват и ношение оружия, создание боевых дружин | |
Самоорганизация граждан и формирование сил самообороны | Незаконный оборот оружия и создание преступных сообществ |
3. Захват государственных зданий | |
Справедливая реакция граждан на противоправные действия властей | Хулиганские выходки агрессивно настроенной толпы |
4. Свержение власти, отстранение чиновников от работы | |
Справедливая революция | Вооружённый мятеж |
5. Снижение напряжённости вокруг ситуации на Украине | |
Усиление сил НАТО в Прибалтике, ввод кораблей США и Франции в Чёрное море | Требование немедленно отвести российские войска подальше от Украины |
Смотрите также
Противостояние митингующих и силовых подразделений в Донецкой области, фото →