После отстоя пива. Чехи снова выбрали президентом «промосковского» Земана

Милош Земан. © / www.globallookpress.com

На стороне Драгоша были все влиятельные СМИ, включая главные телеканалы страны. За него призывали голосовать пять из семи кандидатов, выбывших из гонки по итогам первого тура. 

   
   

«Пражская кофейня» - так называют столичных интеллектуалов и продвинутое студенчество - тоже ставила у букмекеров на безоговорочную победу химика. Да и судя по всем опросам, действующий президент Милош Земан должен был заранее паковать вещи и готовиться покинуть свою резиденцию в Пражском Граде. 

На деле же всё вышло наоборот. Как и 5 лет назад, когда Земан выиграл первые в истории Чехии прямые выборы у своего могучего конкурента главы МИДа князя Шварценберга, он опять оказался на коне, посрамив и социологов, и экспертов. Причём если в 2013-м ему отдали свои симпатии 2,8 млн избирателей, то теперь их оказалось почти на сто тысяч больше. 

Интересно, что значительная часть сторонников его конкурента руководствовалась исключительно протестным настроением. То есть голосовали не за Драгоша, чьи политические взгляды по большому счёту так и остались тайной, а против Земана. Чего нельзя сказать о его сторонниках - большинству из них как раз импонирует то, что он делал, говорил и обещал, будучи главой государства.

Белая ворона Европы

Надо признать, что 73-летний Земан - самый необычный из всех президентов современной Европы. Оставаясь сторонником евроинтеграции и ничего не имея против участия своей страны в НАТО, он, тем не менее, выглядит белой вороной на фоне других политиков, в массе своей безликих, послушно следующих указаниям из Вашингтона и Брюсселя. 

Начнём с того, что за 5 предыдущих лет Земан сделал множество заявлений, которые не вяжутся со стратегией Запада в отношении России и Украины. Так, выступая перед студентами университета в городе Градец-Кралове, он сравнил украинских лидеров с гангстерами, а говоря о перспективах Киева войти в ЕС, заметил, что «это дорога длиной в 15 лет». В одном из интервью он посоветовал правительству Украины поскорее избавиться от «фашистских экстремистов», федерализировать страну и признал, что Крым стал фактической территорией России. То же самое в отношении Крыма чешский лидер повторил, выступая недавно на сессии ПАС­Е, где заявил, что по факту это «дело завершённое», статус п­олуострова надо узаконить, а все попытки вернуть его Украине могут привести к большой войне. 

Антироссийские санкции, по мнению Земана, не решат никаких проблем, а могут только усугубить их. Он приводит в пример запреты, введённые против Кубы полвека назад, - эти ограничения лишь укрепили режим Кастро. Санкции против РФ, по его мнению, надо свернуть, вместо них перейти к диалогу, а мировому сообществу - немедля объединиться перед угрозой действительно опасного общего врага в лице исламистских фанатиков-террористов. 

   
   

Кстати, тема религиозного экстремизма - тоже один из любимых коньков Земана. Он категорический противник всяких поблажек нежданным гостям из проблемных стран, сторонник закрытия общеевропейских границ и жёстких мер в отношении тех мигрантов, которые нарушают закон. И ведь Чехия сейчас чуть ли не единственная страна в ЕС, где жителей абсолютно не тревожат чужаки - по той причине, что их здесь просто нет. 

Земан не согласен с тем, что надо ставить знак равен­ства между коммунистическим СССР и сегодняшней Россией. Ходорковского он называл вором, выражая при этом сожаление, что вместе с ним не наказали других олигархов-мошенников, а участниц группы Pussy Riot - хулиганками, которых справедливо привлекли к уголовной ответственности. 

Чешский характер 

Всё это, вместе взятое, и дало основание части либеральной общественности обвинить Милоша Земана в промосковской политике, симпатиях к Кремлю, отступлении от идеалов «бархатной революции». Но так ли это? Нет, говорят его сторонники. Он и не прозападный, и не промосковский, а, как верно заметил один эксперт, «политик, воплощающий в себе чешский национальный характер».

У него нет ни малейшего желания прогнуться перед Кремлём или угодить Брюсселю, он всегда озабочен только одним - интересами Чехии. Он никогда не позволяет собой манипулировать, причём это касается как внешних сил, так и внутренних. В этой связи уместно вспомнить историю с американским послом, который однажды опрометчиво посоветовал чешскому президенту не ехать в Москву на празднование юбилея победы над фашизмом. Реакция была мгновенной: с тех пор дипломат навсегда лишился права бывать в Пражском Граде, по сути на его карьере был поставлен крест. «Единственный человек, которому я позволяю собой манипулировать, - это моя жена», - сказал Земан, давая мне интервью 1,5 года назад.

Другая особенность, сделавшая президента знаменитым, - это его жёсткая риторика. В отличие от большинства других политиков своего калибра он часто употребляет резкие, порой непристойные выражения. Такое впечатление, что этот человек в принципе не приемлет политкорректности, а предпочитает рубить сплеча. Коммунисты, по его мнению, всем были безразличны, «поскольку отличались такой тупостью, что не могли никому и ничего сделать». Написанная им книга с красноречивым названием «Как я ошибался в политике» имеет на задней обложке не менее выразительный эпиграф: «Политика - это прежде всего сражение с идиотизмом, включая идиотизм власти». Главу чешского кабинета, например, он однажды назвал «серой личностью, обладающей харизмой банки от огурцов».

Он курит в самых неподходящих местах, постоянно нарываясь на крупные штрафы, и не отказывает себе в удовольствии за обедом пропустить рюмку сливовицы и кружку пива. Находясь с рабочим визитом в Нью-Йорке, он отметил свой день рождения - и не где-нибудь, а в русском ресторане, словно дразня тем самым политических оппонентов. Причём, подозреваю, всё это не просто часть его знаменитой харизмы, а ещё и сознательное стремление потрафить своим избирателям. Недаром упомянутые выше мемуары разошлись фантастическим для Чехии тиражом в 137 тыс. экз.