Киевский тупик. «Нормандская четвёрка» попытается давить на Порошенко

Встреча глав МИД «нормандской четвёрки». © / Эдуард Песов / РИА Новости

В среду министры иностранных дел России, Германии, Франции и Украины в рамках «нормандского формата» в Берлине обсудят сохранение перемирия на юго-востоке Украины, а также перспективы проведения политических реформ, частью которых является изменение конституции страны, а также проведение выборов на территории Луганской и Донецкой областей. Не исключено, что на встрече этот вопрос с особой тщательностью поднимут дипломаты европейских стран, для которых сегодня очевидно, что Киев не хочет выполнять свою часть минских договорённостей. Эксперты полагают, что итогом этих переговоров может стать усиление давления на президента Украины Петра Порошенко.

   
   

В ожидании встречи в Берлине представители стран-участниц сделали ряд заявлений, в которых выразили надежду на компромисс в урегулировании украинского вопроса. Первым об этом заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который рассчитывает, что встреча будет более результативной, чем предыдущие.

«Считаю необходимым предпринять новую попытку преодолеть блокаду в отношениях между Киевом и Москвой. Мы потеряли время. Режим прекращения огня стал более хрупким, количество нарушений перемирия и жертв стремительно растёт», — заявил он еженедельнику Welt am Sonntag.

По его словам, на встрече в Берлине речь должна пойти о подготовке местных выборов на востоке Украины, по организации которых уже существуют «конкретные предложения». Представитель ФРГ рассчитывает на то, что свою роль может сыграть ОБСЕ, где Германии сейчас является страной-председателем.

Во вторник, 10 мая, аналогичное заявление сделал официальный представитель МИД Франции Надаль.

«В соответствии с приоритетами, установленными в ходе последней министерской встречи в «нормандском» формате, участники переговоров в Берлине рассмотрят меры для укрепления режима прекращения огня после пасхального перемирия, которое было объявлено 1 марта, и обсудят условия проведения и вопросы обеспечения безопасности на местных выборах на востоке Украины», — констатировал он, обращая внимание также на гуманитарную ситуацию на Донбассе.

Готова к переговорам и Москва, хотя перспектив для их позитивного итога немного. Как заявил вчера пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, ситуация с выполнением минских договорённостей плачевна. По его словам, пока она «далека от того, чтобы быть многообещающей и продуктивной».

   
   

Отметим, что последняя встреча в «нормандском формате» прошла 3 марта. Однако серьёзных подвижек в выполнении минских договорённостей не произошло. Киев так и не приступил к проведению политической реформы, отказавшись назвать даже приблизительные сроки возможных выборов в ДНР и ЛНР.

Не способствовал решению вопроса даже визит на Украину заместителя государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктории Нуланд. Правда, после встречи с Петром Порошенко она заявила, что главы Великобритании, Германии, Италии, США и Франции на неформальной встрече в Ганновере договорились, что США активизируют сотрудничество с «нормандской четвёркой».

Эксперты заявляют — для Запада стало очевидным, что Украина демонстративно срывает минские договорённости, выполнить которые она может лишь под давлением ЕС и США.

«Политической доброй воли по выполнению Минских соглашений у Киева явно не существует. Но то, что их к этому подталкивают и заставляют выполнять, на мой взгляд, очевидно. Поэтому эта воля у Киева может появиться, но насколько это далеко пойдёт, сказать сложно. Сейчас на Украине находится делегация МВФ, денег она Киеву не даёт, но это тоже обусловлено принятием ряда законов, правда, уже в экономической сфере», — рассуждает первый зампред Комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников.

Украинский политолог Юрий Городненко считает, что ключевыми позициями Киева могут оказаться личные финансовые интересы Петра Порошенко.

«У Киева абсолютно нет никакого желания проводить выборы, он уже смирился с тем, что Донецк и Луганск — не его территория. Украинские политики понимают, что если на Донбассе будет мир, то через 2–3 года уровень жизни там будет выше, чем на остальной Украине. Это будет служить подтверждением того, что нынешняя власть в Киеве неэффективна. Именно поэтому им необходимо вести полноценный диалог. А лично моё мнение, что сейчас в Киеве идут со всеми банальные торги, как с американцами, так и с европейцами. То же самое и в случае с Россией», — рассуждает эксперт.

По его словам, будет выполнено всё, если будут учтены финансовые интересы команды Петра Порошенко.

«Они готовы даже Киев за это отдать, а не только Донецк и Луганск. Порошенко — в первую очередь бизнесмен и олигарх, которого интересуют не политические перспективы, а сохранение его капиталов, за которые он готов биться до конца. Сейчас он спекулирует Донбассом, а потом будет спекулировать Украиной», — убеждён Городненко.

Глава фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко допускает, что Пётр Порошенко пойдёт на политическую реформу в стране и выборы, но предложит свой сценарий.

«Порошенко будет продавливать вопрос выборов. Он всё-таки хочет показать, что выполняет минские договорённости. Хотя, конечно, Киев будет предлагать свой вариант проведения выборов, на основе законодательства, которое существует сегодня на Украине», — отмечает эксперт.

Директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов полагает, что по вопросу выполнения Минских соглашений у ЕС и США есть своя позиция. Она заключается в том, что Украина также должна выполнять взятые на себя обязательства по Минским соглашениям, в рамках которых должен быть принят закон о выборах.

«Но в то же время можно сказать, что переговоры, которые ведутся в Минске, на данный момент не продвинулись. Нет ни единого документа, ни понимания даже того, в каких местах украинская сторона может пойти на компромисс, потому что, со слов её руководителей, Украина просто к компромиссу не готова», — отмечает эксперт.

По его словам, безусловно, свою роль играет экономическая повестка, так как бизнес Порошенко находится за границей под юрисдикцией США или Европы, поэтому эти страны могут напрямую влиять на его позицию.