На Украине после продолжительного политического кризиса сформирован новый кабинет министров и переформатировано руководство Верховной Рады. Традиционно для украинской политической системы в ходе изменений во власти не обошлось без нарушений конституции страны и ряда законов.
Верховная Рада «пакетом» проголосовала за отставку Арсения Яценюка и назначение Владимира Гройсмана. Причём данное постановление было внесено руководителем фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) Юрием Луценко и руководителем «Народного фронта» Максимом Бурбаком, хотя, по конституции, кандидатуру подаёт на рассмотрение Верховной Рады президент Украины.
В этом же постановлении оказался пункт, дезавуирующий решение Верховной Рады о признании деятельности кабинета министров под руководством Яценюка неудовлетворительной, данное решение ВР приняла 16 февраля 2016 года.
В итоге Украина получила новый состав правительства, демонстрирующий тенденцию на дальнейшую узурпацию власти со стороны президента Порошенко и выстраивание жёсткой авторитарной вертикали власти.
Целый ряд украинских экспертов, близких к администрации президента Украины, после назначения Гройсмана руководителем кабмина наперебой начали давать комментарии относительно независимости этого политика от президента и его самостоятельности в принятии решений. Однако это не отменяет самого факта принадлежности Гройсмана к команде президента и полного контроля со стороны Порошенко над его деятельностью.
Очень вероятно, что изменения в руководстве Украины скажутся на реализации Минских соглашений, так как вследствие перестановок целый ряд политиков, задействованных в переговорах, получили новые должности, а в кабмине появился вице-премьер, курирующий эти вопросы, и отдельное министерство.
В настоящий момент нет чёткого понимания относительно функций и обязанностей вице-премьера Владимира Кистиона и Вадима Черныша, занявшего должность министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых особ.
Кистион — человек, приближённый к премьер-министру, последние 8 лет проработавший в его команде на различных должностях. В свою очередь, Черныш является креатурой давнего партнёра Порошенко и Виктора Ющенко — Александра Третьякова, человека, не раз выступавшего в роли финансиста политических проектов правого спектра. С помощью назначения Черныша Третьяков, видимо, рассчитывает получить доступ к финансовым потокам, выделяемым на проекты, связанные с Донбассом. В свою очередь, прямым куратором Черныша в кабмине, вероятнее всего, станет экс-министр социальной политики, а теперь вице-премьер Павел Розенко.
Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых особ будет сформировано на базе Агентства по восстановлению Донбасса, основными задачами министерства будут подготовка стратегии реинтеграции Донбасса и Крыма, создание мультитрастового фонда по привлечению финансовых ресурсов, создание концепции для внутренне перемещённых лиц, основанной на интеграции их в громады, и реализация программы восстановления восточных регионов.
Говоря о политиках, причастных к минскому процессу, следует отметить, что Ирина Геращенко, уполномоченная при президенте Украины по мирному урегулированию конфликта на востоке Украины, теперь получила должность первого заместителя председателя парламента.
На фоне изменений во властных органах Украины рефреном звучали мнения о том, что новые люди будут исповедовать более конструктивный подход к проблеме прекращения гражданской войны и урегулирования кризиса, но в итоге оказалось, что по сути ничего не изменилось.
Так, новый председатель Верховной Рады Украины Андрей Парубий заявил, что парламенту, вопреки Минским соглашениям, нужно изъять пункт о специальном статусе Донбасса из законопроекта, вносящего изменения в конституцию страны. «Мы будем изучать с юристами, возможно ли этот пункт (13-й пункт соглашений об автономии Донбасса — прим. автора) отделить, проголосовать за децентрализацию», — сказал он. Спикер Рады подчеркнул, что «было бы странно, если бы Украина выполняла 13-й пункт».
Следует отметить, что подобные заявления Парубия совершенно осознанные, он не раз демонстрировал свою точку зрения на гражданскую войну и Минские соглашения, предолгая исключительно силовой вариант разрешения кризиса.
В свою очередь, министр иностранных дел Украины Павел Климкин в очередной раз сделал заявление, направленное на срыв выборов на территориях ДНР и ЛНР: «Без полицейской миссии ОБСЕ вообще трудно говорить об обеспечении безопасности выборов. Наблюдатели, которые будут приезжать и смотреть, каким образом вообще проходит предвыборный процесс, будут приезжать от Бюро по демократии и правам человека. Они, конечно, будут без оружия, но сама миссия ОБСЕ, по нашему мнению, должна быть вооружённой. Иначе каким образом она будет способна выполнять свои функции? Иначе любая провокация против этой миссии сразу завершается тем, что предвыборный процесс не может развиваться дальше».
Теперь уже вице-премьер-министр Павел Розенко сообщил, что восстановление социальных выплат, в том числе и пенсий, на неподконтрольной Киеву территории Донбасса возможно лишь после полного выполнения Минских соглашений.
Исходя из вышеуказанных заявлений, вывод напрашивается однозначный: Украина как не собиралась, так и не собирается реализовывать Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. В настоящее время в стране просто нет реальных политиков, которые могли бы урегулировать конфликт в Донбассе через переговоры и компромисс.
Украина не состоялась как государство, и в настоящий момент возможно лишь два сценария развития ситуации. Первый вариант подразумевает, что власть на Украине пойдёт на принципиальные изменения в стране через федерализацию и предоставление реальных полномочий регионам. При втором варианте развития событий всё более будут нарастать центробежные тенденции в ряде регионов Украины, которые, вероятнее всего, приведут к тому, что регионы сами будут брать полномочия и власть в свои руки, что в итоге приведёт к распаду государства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции