22 июля в Стамбуле было подписано соглашение о разблокировании украинских портов. Сделано это было прежде всего по просьбам ООН. Там постоянно на всех уровнях заявляли, что без украинского зерна мир ждет гуманитарная катастрофа — развивающиеся страны будут голодать.
За прошедшее время Украина начала отправлять зерно на экспорт не только морем и автомобильными фурами, но и по железной дороге — в Европу. «Недавно из Клайпеды морским путем отправили 14 тыс. тонн украинского подсолнечного масла, которое туда доставили по железной дороге, — рассказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Вывозят в основном масло, кукурузу, соевые бобы, пшеницу гораздо реже, потому что основа украинского экспорта — это фуражная кукуруза. Хотя, конечно, судами — балкерами — доставлять зерно проще и лучше. Объемы относительно небольшие пока».
Незначительность объемов железнодорожного экспорта зерна частично раскрыл в своем выступлении президент Украины Владимир Зеленский: «Из трех наших портов — Одесса, Черноморск и Южный — удалось экспортировать такой объем, который равен всему аграрному экспорту автотранспортом за июль и более чем двум третям экспорта по железной дороге за прошлый месяц».
По данным ООН, большая часть транспортных судов с кукурузой отправилась в Турцию, меньшая — в развитые страны Европы и Азии: Великобританию, Ирландию, Италию и Южную Корею. Только 23 тыс. т пшеницы отвезли в порт Джибути для Эфиопии. Еще 65 тыс. т готовятся к отправке в Египет. Но пока развивающиеся страны получили украинского зерна в разы меньше, чем страны развитые. Впрочем, это все пока старые запасы зерна.
«Новое зерно освобожденных областей Украины начало поступать на внутренний рынок России, — сообщил Александр Корбут. — Экспорт идет через Крым, но в небольших объемах и в подсанкционные страны, в том числе Сирию и Ливию».