Через 3 месяца после начала спецоперации на Украине буквально все международные полицейские организации, какие только есть, озаботились одной и той же проблемой. Как предотвратить расползание оружия из зоны боевых действий?
Интерпол бьет тревогу
«Поставки большого количества вооружений на Украину чреваты тем, что после завершения ситуации вокруг страны оно может попасть в руки криминальных элементов в Европе», — посетовал генеральный секретарь Интерпола Юрген Шток.
«Мы хотим предотвратить повторения ситуации, как 30 лет назад во время войны в Югославии. Оружие с той войны до сих пор используется преступными группировками», — чуть ранее заявила директор полицейской службы ЕС Катрин де Болль.
Балканский след
После серии войн на Балканах у жителей бывшей Югославии на руках осталось около 4 млн нелегальных стволов. Сейчас на руках у населения Сербии, Хорватии и Боснии находится 2,7 млн единиц легально зарегистрированного оружия. Куда делось остальное? Разошлось по миру. Например, в ходе терактов в Париже в конце 2015 г. нападавшие исламисты были вооружены ручными пулеметами М-72 сербского производства.
Аналогичным образом ПЗРК «Стингер», которые США щедро передавали моджахедам в 1980-х годах, оказались в руках запрещенного у нас «Талибана».
Куда приводит даркнет
В даркнете уже появились объявления о продаже ПТРК «Джавелин» и NLAW. Самовывоз из Львовской области, оплата на месте, желающие могут проверить работоспособность... Сделка была закрыта «по исполнению», то есть акт купли-продажи, вероятно, состоялся. За американский ПТРК просили 30 тыс. долларов, что ни в какие ворота не лезет. В Сирии «Джавелины» с Украины идут по 15 тысяч, значит, продавали их по десятке, а то и дешевле. Это при том, что американскому налогоплательщику комплект обходится в 246 тыс. долларов.
Автомат Калашникова на Украине продают всего за 500 долларов, пистолет «Глок» «с доставкой» за шесть сотен. Крупнокалиберная снайперская винтовка из США М82 предлагалась за 4 тысячи долларов, немецкий гранатомет «Панцерфауст» — за 5 тысяч. Проблема в том, что, в отличие от более крупных систем оружия, «стрелковку», гранатометы, ПТРК и ПЗРК крайне трудно отследить. Они могут всплыть у исламистов в Сирии, у бандитов в Европе, у террористов по всему миру.
Иногда простота, с которой на Украине торгуют оружием, просто ставит в тупик правоохранительные органы. Недавно боец Территориальной обороны из Одессы не стал заморачиваться с даркнетом. Получив на руки гранаты, он тут же дал объявление об их продаже в соцсетях. Когда к продавцу нагрянула полиция, он пытался отбиваться от нее так и не проданным товаром, бросив гранату в прибывший за ним наряд.
Экскурс в историю
После Гражданской и Великой отечественной войн на руках у населения СССР оказались миллионы стволов оружия. В основном — трехлинейные винтовки и револьверы, хотя на Кавказе встречались пулеметы и даже артиллерия. Изымали все это до 80-х годов. Но тут случилась война в Афганистане, которая вбросила в нелегальный оборот значительное количество современного стрелкового оружия. Впрочем, последовавший вскоре распад СССР обогатил нелегальный рынок больше, чем любая война. Оружием, которое было похищено тогда со складов в бывших союзных республиках, можно было вооружить довольно солидную армию.
То же самое наверняка будет и после спецоперации на Украине. Помимо оружия, брошенного военнослужащими и бойцами Территориальной обороны на поле боя, на руки населению выдали 25 тыс. автоматов Калашникова, 10 млн патронов. Хватит на две дивизии.