20 мая исполняется полтора года со дня избрания Дональда Трампа президентом США. За это время он успел много раз удивить мир своими действиями и заявлениями, а некоторые оппоненты даже всерьез начали ставить вопрос о его адекватности и вменяемости. Тем более, что в руках эксцентричного президента — управление самой мощной армией на планете, не говоря уже о ядерной кнопке.
Чуть больше месяца назад Россия и США впервые после окончания холодной войны оказались в двух шагах от прямого военного столкновения. Готовясь к авиаудару по Сирии, Дональд Трамп обратился через Twitter к России и пригрозил, что «ракеты скоро прилетят». Однако уже полчаса спустя он опубликовал новый твит, в котором призвал страны начать переговоры о разоружении.
О чём говорят эти импульсивные заявления? Не означают ли они предрасположенность к столь же импульсивным действиям? Работают ли у Трампа внутренние «тормоза» и какие «тараканы» водятся в его голове? Описать психологический профиль американского лидера АиФ.ru попросил одного из крупнейших в России экспертов в области политической психологии, заведующую кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ Елену Шестопал.
Нарушитель канонов
Для начала несколько слов о том, что такое политический психоанализ. Это попытка вскрыть не лежащие на поверхности особенности личности политика, чтобы на основании этого спрогнозировать его будущее поведение. Дональд Трамп очень интересует специалистов по психоанализу, потому что он нарушает все возможные каноны, которые есть в американской политической культуре. Относительно его фигуры есть очень полярные взгляды специалистов. Чтобы подготовить психологический портрет Трампа, мы изучили литературу биографического свойства, тексты его выступлений, посмотрели фрагменты его ток-шоу «Кандидат» на американском ТВ — всё, что может быть интересно с точки зрения выявления мотивов человека, особенностей становления его личности.
Детство и юность
Известно, что в детстве Трамп был очень неудобным ребенком. Об этом говорят почти всего его биографы. Он был гиперактивным мальчиком, у которого было невероятное самомнение с самого детства. Отношения с родителями у него не были идеальными. Отец Трампа сделал свое состояние сам. Он хотел, чтобы его дети не просто проедали наследство, а могли достичь чего-то сами. Для того, чтобы как-то держать в узде наследника, отец отдал Дональда в военный колледж. Однако полностью исправить своенравного, активного наследника миллионного состояния даже военная школа была не в силах.
Две характерные черты родом из его детства — это умение бороться за свое место под солнцем, воспитанные в нем его отцом-иммигрантом, а также полное неприятие алкоголя и наркотиков. Брат Трампа умер от алкоголизма. После этого Трамп бросил пить и курить.
Самооценка
Самооценка у Трампа не просто завышенная — она у него зашкаливающая. «Я буду величайшим президентом, когда-либо сотворенным богом», — сказал он однажды. Я не знаю ни одного выдающегося политика за последние 150-200 лет, который так о себе говорил. Неслучайно первая жена Трампа называла его «The Donald», подчеркивая его уникальность. На русский язык это можно было бы перевести как «Тот самый Дональд», «Единственный в своем роде Дональд».
Хорошо это или плохо? Вообще говоря, для политика лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Потому что политик с заниженной самооценкой — это человек, у которого комплекс неполноценности. Он будет считать, что все лучше, чем он, и никогда не добьется успеха.
Но у политика с завышенной самооценкой другая проблема. Он настолько уверен в себе, что часто не видит своих слабостей и пропускает удары. Вся политическая карьера Дональда Трампа — это сплошная череда скандалов и провалов. Вспомним корейскую эпопею, когда президент послал авианосец к берегам КНДР. Он был уверен, что это испугает Ким Чен Ына, но Северная Корея в ответ тоже пригрозила ракетами. Естественно, Трамп не собирался начинать войну, поэтому американские корабли в итоге уплыли обратно. Он недооценил противника.
Таким же просчетами была переполнена его избирательная кампания. Но тут особый случай. Во многом победа Трампа состоялась именно благодаря его завышенной самооценке, упорству, нежеланию принимать непреложные истины. Это понравилось консервативным избирателям. Кроме того, высокая самооценка Трампа позволяет ему выстоять в явно проигрышных ситуациях. Он пропускает удары, но непогрешимая вера в себя, в свой талант, позволяют ему успешно выходить из любых кризисов.
Ужасная прическа
Один элемент внешности Трампа неизменно привлекает внимание всех — это его прическа. Прическа ужасная. В ходе избирательной кампании в американских соцсетях развернулась настоящая кампания травли Трампа, в том числе и его характерной шевелюры. Имиджмейкеры много раз советовало ему поменять прическу. Но Трамп отказался. Для него прическа — это часть его самого. И он не хочет меняться, не готов к компромиссу даже по вопросу, от которого зависит его имидж.
Его неспособность отказаться от важного атрибута своей внешности говорит о том, что у него присутствуют некий комплекс, связанный с тем, как он выглядит (в своей книге «Огонь и ярость: Белый дом Трампа изнутри» журналист Майкл Вульф писал, что такой прической Трамп скрывает лысую макушку — прим. АиФ.ru). Переживания из-за дефекта внешности могут быть особенно сильны потому, что в детстве и молодости он был очень красивым мальчиком.
Но если другой человек пытался бы исправить свой недостаток, то Трамп им почти бравирует. Это тоже своеобразная реакция на свое несовершенство, только не защитная, а наступательная. Т.е. в критической ситуации он руководствует принципом «лучшая оборона — это нападение». Едва ли это хорошая черта для руководителя ядерной державой.
«Выживание»: упал — отжался
Вся биография Трампа — это цепь не только взлетов, и оглушительных падений. Он пережил три банкротства. В своих автобиографических заметках сам Трамп уделяет своим поражениям много внимания. Особенно часто повторяет слово «выживание» — оно встречается в названиях многих его книг. Это очень характерно для его картины мира — он «выживает», борется с бесчисленными противниками за свое место под солнцем. «Выживание» — это смысл его существования.
В этом плане Трамп сильно выделяется из ряда других западных лидеров. Никто из них не проходил через такое количество кризисов, как американский президент. Если европейские политики выигрывают за счет грамотно проработанной стратегии, которая скрывает их недостатки, то Трамп наоборот использует свои недостатки в качестве трамплина.
Получается, что, хотя Трамп рисует себя стратегом, он им на самом деле не является. Наоборот, он из тех людей, которые не предотвращают пожар, а тушат его после возгорания.
Twitter-дипломатия
Все обратили внимание на два твита Трампа с противоположным смыслом, которые он опубликовал с разницей в полчаса. В одном он пригрозил авиаударом нашим войскам в Сирии, а в следующем написал, что надо начать всеобщее разоружение.
Трамп не видит здесь противоречий. Ему кажется, что одно не мешает другому. С одной стороны, он переходит в наступление, с другой, подает знак, что готов к разговору. Если угодно, то это его видение того, как нужно заниматься дипломатией.
Ястреб или...?
Многие американские политологи говорят, что и Сирия, и Ирак, и отношения с Россией и Китаем — для Трампа это лишь инструмент для решения внутриполитических задач.
Накануне авиаудара случилась знаковая история. Из Белого дома утекла информация, согласно которой Трамп предложил нанести удар по Сирии, не предупредив Россию, но его отговорили генералы и члены администрации. Я ни на секунду не поверю, что Трамп был большим «ястребом», чем нынешнее руководство Пентагона, которое сыграло решающую роль в инициировании войны в Ираке, или один из идеологов американских неоконсерваторов Джон Болтон, апологет доминирования США в мире.
Скорее всего, эта информация была слита из Белого дома специально. Трамп может не являться ястребом, но ему важно показать, что он готов к решительным действиям. Но это не просто игра за голоса избирателей. Это игра за место в истории. В своих речах Трамп постоянно сравнивает себя с Клинтон, Бараком Обамой, говорит, что ведет себя с Россией гораздо жестче предшественника, постоянно вспоминает бывшего президента в своих речах. Это своеобразный бой с тенью, который с одной стороны держит его в тонусе, а с другой, заставляет его игнорировать действительно важные вопросы, которые могут пострадать из-за почти маниакального стремления стать идеалом.
Эмоциональность
Трампа постоянно обвиняют в излишней эмоциональности. В американской прессе появляются фотографии, где он кричит на своих подчиненных.
Многие мои американские коллеги считают, что не лично Трамп определяет политику страны. За ним стоят политики и бизнесмены, которые вкладывались в его избирательную кампанию. На протяжении прошлого года мы это видели неоднократно: когда он говорит одно, а потом его окружение «ставит его на место». Очень сильно связывают ему руки политические противники. Он набрал СВОЮ команду, но потом был вынужден отказаться почти от всех ключевых соратников.
Не случайно одна из самых частых фраз, которую он повторяет — «ты уволен». С одной стороны, это фраза бизнесмена, который привык сам решать. Но возможно, эта фраза означает, что он просто не может добиться от человека желаемого. Она демонстрирует бессилие Трампа. В этом случае его импульсивность — это естественная реакция на то, что он не всесилен, что у него во многих отношениях связаны руки.
Чего от него ожидать?
Высокая самооценка Трампа приводит к тому, что в делах он предпочитает опираться либо на свои суждения, либо на суждения тех людей, которых он лично отобрал. С навязанными ему людьми отношения у него не складываются. Как следствие, работа многих американских ведомств сейчас почти парализована. Эффективно работают лишь те, чью специфику хорошо понимает президент и его окружение (бизнес, финансы), либо те, с чьим руководством он не ссорится (Пентагон). По остальным направления, в том числе в международных отношениях, ситуация постепенно ухудшается.
В частности, в Белом доме и Госдепартаменте фактически не осталось хороших специалистов по России и Китаю. Всё это ведёт к тому, что Трамп и его окружение раз за разом не учитывают специфику этих двух стран и допускают множество ошибок. Чего стоит хотя бы предположение, что если надавить на российский бизнес, то русские предприниматели будут давить на Кремль, чтобы он сменил свою позицию по Крыму и Украине. Такое происходит в Европе, в Латинской Америке, но не в России.
Вывод: импульсивность Трампа, его стремление задавить противника, манера исправлять собственные ошибки нападением на оппонента не сулят ничего хорошего в случае возникновения серьезного мирового кризиса, наподобие Карибского. Поэтому остается надеяться, что избежать кризисной ситуации поможет американская система сдержек и противовесов, которая не оставляет важные решения на откуп одного человека.