Факты
В недавнем интервью российским телеканалам президент Дмитрий Медведев сформулировал основные принципы российской внешней политики. Особое внимание на себя обратил следующий: «У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах и развивать дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Это, конечно, приграничные регионы, но не только».
Термин «привилегированные интересы» заявлен впервые. Что это такое, как далеко простирается эта зона? Каким образом эти интересы нужно отстаивать и кто на них посягает?
Комментарии экспертов
Станислав Белковский, политолог:
- Исторически для России эта зона - постсоветское пространство. В экономическом плане оно в основном остаётся привязано к России. Но в военно-политическом измерении страны СНГ склоняются к другим центрам силы - США и Китаю. Россия в Центральной Азии долго не интересовалась ничем, кроме сырья. Но война показала, что Россия может оказывать влияние на события в регионе и военно-политическими методами. Теперь нужно создать систему, при которой элиты сопредельных стран были бы жизненно заинтересованы в России. Проще говоря, подкуп. США «работают» со всеми политическими силами, поэтому часто вне зависимости от политической конфигурации остаются в выигрыше. У них преимущество - контроль над счетами и активами многих элит других стран.
Однако Штаты предлагают не только военно-политическую защиту и блага, но и некий глобальный проект. Он поблёк за последние годы при Буше, но всё ещё остаётся привлекательным. У России такого проекта пока нет.
Вячеслав Никонов, президент Фонда «Политика»:
- Зона привилегированных, жизненных интересов России - это в первую очередь государства организации Договора о коллективной безопасности (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Белоруссия) и Украина.
Защищать свои жизненные интересы нужно всеми возможными средствами - политическими, экономическими, дипломатическими, военными.
Я не думаю, что зона привилегированных интересов России будет расти. Такие зоны, как правило, фиксированны. Хотя американцы считают зоной своих интересов весь мир и не стесняются, исходя из этих интересов, даже менять в других странах власть.
Для российской внешней политики это нехарактерно. Но новые инструменты, думаю, появятся.
Модест Колеров, эксперт, бывший глава Управления президента по межрегиональным и культурным связям:
- Терминология «ближнего зарубежья» родилась в XIX веке в США, когда там описывали собственные привилегированные интересы в непосредственной близости от своих границ - в Латинской Америке, Канаде и т. д. Страны новой Европы были зоной привилегированных интересов старой Европы. Но теперь НАТО прямо вторгается в зону российских привилегированных интересов в той же Украине. И уже неслучайно звучат формулировки об особых интересах Запада не просто у границ России, а в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе и т. д.
Нужно поддерживать отношения со всем спектром политических сил в соседних странах. Ведь законно избранные власти - это в том числе парламентская оппозиция и региональные власти. Надо понимать, какие настроения там вызревают. Другой метод работы - поддержка своего бизнеса в сопредельных государствах. Но нужно требовать, чтобы он не снабжал деньгами антирусские силы в расчёте на возможные прибыли.
Комментарий «АиФ»
Как шутят дипломаты, самые действенные методы внешней политики - подкуп, шантаж и убийство. Шутка это лишь отчасти. В той же Грузии заработная плата высшим чиновникам страны платилась чуть ли не напрямую из американского бюджета.
Между тем слова о привилегированных интересах России должны были ещё раз обратить внимание других правительств на «красную черту». За ней - угроза национальным интересам и безопасности России. Очевидным переходом за эту черту стала операция грузинских войск в Южной Осетии. Как военную угрозу в Москве рассматривают и создание элементов американской противоракетной обороны в Польше и Чехии, и возможность дальнейшего расширения НАТО за счёт Украины и Грузии. Как признал источник «АиФ» в Госдуме, конфликт с Грузией обнажил реальную картину отношений Москвы с ближайшими партнёрами и союзниками: Россия не получила немедленной, однозначной и полной поддержки. Предстоит сделать выводы. Для восстановления влияния после развала СССР Москва в последнее время активно наводила экономические и культурные мосты. Предпринимались и попытки поддержки элит. В 2004 году на Украине этот опыт оказался неудачным. Президентом стал антироссийски настроенный политик В. Ющенко. Однако во время текущего украинского кризиса, по нашим сведениям, Москва действует тоньше, выступая в роли посредника между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко.
Тем временем экономические и политические интересы страны российские власти проводят и в других странах мира. Почти в каждой заграничной поездке Президента России сопровождают бизнесмены. Инструменты тайной дипломатии редко становятся доступными публике. Но их набор широк, важна любая деталь. Например, знающий толк в оружии президент Венесуэлы Уго Чавес с удовольствием принял предложение посидеть за штурвалом бомбардировщика Ту-160. Два таких на прошлой неделе приземлились в Венесуэле в рамках учений, которые сами по себе - тоже инструмент внешней политики.
Смотрите также:
- Федор Лукьянов: Остановить китайскую экспансию невозможно →
- Игра не по правилам. Почему США ищет ссоры с Россией? →
- Китай для США — стратегический враг →