Факты
Противостояние России и западных стран, начавшееся уже после окончания «пятидневной войны», входит в новую фазу. России всё громче грозят санкциями. Кроме уже озвученных идей заблокировать вступление России во Всемирную торговую организацию, изгнать из «Большой восьмёрки», попытаться отменить Олимпийские игры в Сочи звучат всё новые предложения. Президент Польши Л. Качиньский потребовал ужесточить визовый режим для россиян. Грузинские власти уже призвали Международную группу по борьбе с финансовыми преступлениями (FATF) «ополчиться» на российскую банковскую систему. Канадский премьер-министр С. Харпер заявил, что его страна пересмотрит все аспекты сотрудничества, в том числе и совместные проекты с «Газпромом», который планировал поставлять на североамериканский рынок сжиженный газ.
Началась игра и военными мускулами. Россия и НАТО приостановили сотрудничество и отменили совместные военные учения. Кроме объектов американской ПРО в Европе речь зашла об использовании для нужд этой же ПРО радаров на Украине. Госсекретарь США К. Райс сказала без обиняков: «НАТО не позволит России одержать победу в Грузии». Не означает ли это подготовку не только экономической блокады, но и войны?
Комментарии экспертов
Ариэль Коэн, ведущий эксперт по России и Евразии Фонда «Наследие» (США):
- Кроме уже озвученных угроз возможно ухудшение кредитного рейтинга России. При низких ценах на нефть она столкнётся с выбором: пушки или масло на бутерброд? Впрочем, рынок нефти сейчас вряд ли упадёт ниже критичной для России отметки.
Наталья Ермакова, член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству:
- Быстро растущая китайская экономика нуждается в энергоносителях, и наше сотрудничество в этой сфере будет расширяться. Если США и Европа будут угрожать нам санкциями, оно пойдёт более быстрыми темпами. Отсрочка с вступлением России в ВТО не грозит нам какими-то серьёзными последствиями.
Михаил Делягин, научный руководитель Института проблем глобализации:
- Двери в ВТО для нас, можно считать, захлопнулись. США могут ограничить поставку продукции отдельных российских отраслей на свой рынок, например стали. Исключать замораживания хотя бы части российских средств тоже не следует. Какой-нибудь американец грузинского происхождения заявит, что источник этих денег незаконный, и подаст иск в суд. В развитых европейских странах есть трёхмесячный запас сжиженного природного газа. А мы переориентировать поставки по трубе, скажем в Китай, не можем.
Наталия Нарочницкая, руководитель парижского отделения Российского института демократии и сотрудничества:
- Изгнание из элитного, но ничего не значащего клуба «G-8» - небольшая потеря. Если «восьмёрка» лишится в своём кругу несогласных, то окончательно перестанет воспринимать реальное положение дел на международной арене, потеряет свой статус.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
- Замораживание российских золотовалютных резервов будет означать дефолт США по своим обязательствам. Они на это не пойдут. А замораживание счетов представителей нашей элиты, кстати, стимулирует возвращение денег в Россию. Единственная сфера, в которой Россия может пострадать из-за ограничений, - высокие технологии, поставки сложного оборудования. Но, чтобы оказать влияние, санкции должны быть тотальными - а кто их поддержит, кроме США? - и действовать несколько лет. Война, которая длилась пять дней, не приведёт к изменению внутриполитического курса. Скоро в центре внимания снова окажутся модернизация экономики и борьба с коррупцией.
Александр Дугин, политолог:
- Америка давно объявила нас врагами - НАТО расширялось, несмотря ни на что, - а теперь просто заявила об этом ещё раз. Но именно поэтому арсенал средств, которыми Америка могла бы оперативно отреагировать, шантажируя Россию, незначителен. У нас с Белоруссией оборот 30 млрд. долларов, а с США - всего 5 млрд. «Наказать» нечем, кроме психологического давления. Угроза ядерной войны - палка о двух концах.
Однако сегодня очевидно: в условиях серьёзного конфликта с Западом мы слегка «зажрались» и расслабились, виноваты в этом нефтегазовые деньги. Нужно вводить чрезвычайное положение и зачищать образование, науку, технологичные отрасли от благодушных придурков и проходимцев. Мы должны сделать ставку на собственные силы, мобилизовать общество на защиту Отечества, как это уже не раз бывало в нашей истории и в условиях полной изоляции.
Комментарий «АиФ»
На восстановление Южной Осетии российское правительство выделило более 12 млрд. рублей. На фоне триллионов рублей резервов сумма незначительна. Большая часть угроз со стороны США и Европы пока носит «моральный» характер.
На Западе понимают: санкции против российских предприятий в США обернутся такими же санкциями против американских компаний - тех же поставщиков куриных окорочков - в России. Что более важно, половина американских атомных станций сегодня работает на российском уране. Ещё больше от России сегодня зависит Европа.
Между тем, несмотря на ограниченные возможности изоляции России в глобальном мире, Запад способен создать российской экономике ощутимые трудности. Иностранные фондовые игроки с начала конфликта в Южной Осетии уже вывели из России около 20 млрд. долларов. Акции упали в цене - деньги потеряли и простые российские акционеры.
Как пояснил «АиФ» один из крупных российских предпринимателей, бизнес во всём мире «чутко реагирует на настроения властей». Поэтому у российских предприятий и банков возникнут проблемы с заграничными кредитами и заключением новых контрактов. Это может ударить по их финансовому самочувствию. Проблемы в отдельных отраслях скажутся на всей экономике.
Компенсировать недостаток западных кредитов может государство - за счёт резервов. Сами резервы могут быть частично выведены из США в Азию. Однако дополнительные деньги теперь понадобятся и на оборону. Военная экспансия НАТО на Кавказ и в Центральную Азию продолжится, увеличивая размеры «санитарного кордона» вокруг России. Сегодня ясно - после развала СССР его строительство не прекращалось ни на минуту.
Смотрите также:
- Саммит Россия - ЕС: «Большую Европу» нанесли на карту →
- Запад читает России NATации →
- За чей счёт дружим? →