Запущенный случай. Мир ищет способы борьбы с «Исламским государством»

Борьба с боевиками «Исламского государства» напоминает попытки сопротивления организма с ослабленным иммунитетом страшной и стремительно развивающейся болезни. Болезнь наступает, а организм вынужден тратить силы на менее значительные, но неприятные вещи, провоцируемые внешними факторами. Здесь под организмом можно понимать страны Ближнего Востока, под болезнью — «Исламское государство», а под внешними факторами — вмешательство во внутриполитические дела стран региона западных «доброжелателей».

   
   

Проблемы стран Ближнего Востока на сегодняшний день становятся головной болью для всего мирового сообщества. Ежедневно в Сеть попадают кадры жестоких убийств боевиками мирных граждан, расстрелов женщин без суда и следствия, а также казней западных журналистов. На этой неделе в руках боевиков оказались граждане Японии, их судьба неизвестна. Угроза ИГ стала главной глобальной проблемой по итогам 2014 года и останется таковой и в наступившем году. В обозримом будущем говорить об окончательном искоренении террористической угрозы не приходится.

Страны-участницы коалиции по борьбе с группировкой «Исламское государство» провели встречу  в Лондоне, в ходе которой планировалось подвести итоги и оценить результаты совместной работы, а также решить, что ещё необходимо сделать «для полного уничтожения группировки ИГ». Предполагалось, что в ходе встречи будут рассмотрены вопросы, касающиеся как самого хода антитеррористической операции, так и поиска источников финансирования боевиков.

Всего во встрече принимают участие главы МИД 21 государства. Организацией мероприятия занимаются госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд.

День, предшествующий встрече коалиции, ознаменовали сразу несколько новостей, касающихся противостояния террористам. Во-первых, ситуация в зоне военных действий существенно накалилась. Ирану пришлось усилить защиту и увеличить военный контингент в Курдистане, на границе с Ираком, в связи с приближением боевиков ИГИЛ, передаёт al-Arabiya. На данный момент от иранской границы боевиков отделяет всего 48 км. Когда это расстояние сократится до 40 км, иранские военные будут готовы открыть огонь. Таким образом, под влиянием огромной террористической и военизированной организации в скором будущем может оказаться ещё одна исламская страна.

Хэммонд в интервью телеканалу Sky News заявил, что британские войска намерены продолжить работу по борьбе с ИГ в Ираке на протяжение ещё двух лет. «До поражения «Исламского государства» ещё далеко», — подчеркнул он. Между тем стало известно, что Великобритания намерена в 4 раза сократить направляемый в Ирак контингент. Речь идёт о военных инструкторах, которые занимаются подготовкой иракских солдат. Целью этого шага является предотвращение гибели военных в преддверии парламентских выборов. Развернуть британскую миссию на территории иракского Курдистана планируется к концу весны. Сможет ли Иран в одиночку удерживать свои границы до этого времени, пока не ясно.

Во-вторых, накануне международная коалиция во главе с США нанесла 23 авиаудара по позициям ИГ в Сирии и Ираке. Об этом пишут СМИ со ссылкой на агентство Reuters. В этот же день президент США Барак Обама призвал конгресс принять резолюцию о применении силы против ИГ. Странная, конечно, последовательность, если учесть, что вооружённые силы США уже давно щедро удобряют сирийскую землю своими ракетами без каких-либо официальных решений. Даже возможное принятие резолюции американским Конгрессом де-юре не даёт США права бомбить эту страну. Всего за время проведения военной операции на территории Сирии и Ирака силами коалиции было уничтожено более 6 тыс. боевиков.

   
   

Глава российского МИДа Сергей Лавров, отвечая на вопросы журналистов в ходе традиционной большой пресс-конференции, не мог не коснуться этой темы. По его мнению, даже борьба с террористами должна вестись исключительно на основе международного права, а бомбардировки территории суверенного государства, в том числе под предлогом борьбы с террористами, нелегитимны без согласия этого государства или прямой санкции Совета безопасности ООН. «Это относится и к необходимости соблюдать суверенитет Сирии, это относится и к необходимости соблюдать суверенитет Ливана, идёт речь о борьбе с «Джабхад Ан-Нусра» (ответвление «Аль-Каиды», функционирующее на территории Сирии и Ливана — прим. ред.) или идёт речь о борьбе с «Исламским государством» по линии той коалиции, которую сколотили Соединённые Штаты и которая работает на территории Ирака с согласия иракского правительства, а на территории Сирии — без такового согласия», — сказал глава российского внешнеполитического ведомства.

Проблема борьбы с ИГ тесно переплетается и находится в прямой зависимости от решения сирийского внутриполитического кризиса. Обнадёживает изменение приоритетов Вашингтона в решении этого вопроса. Если ещё недавно главной задачей для США было свержение режима Башара Асада, то теперь на первое место вышла именно борьба с терроризмом. Во всяком случае, об этом заявил президент Обама. Однако не так давно, в январе 2015 года, Дамаск призвал Совбез ООН вмешаться в ситуацию и предотвратить угрозу суверенитету страны в связи с незаконным посещением Сирии американским сенатором Джоном Маккейном, экс-главой французского МИДа Бернаром Кушнером и другими известными персонами.

Поддерживая сирийскую оппозицию в целях свержения действующей власти, Штаты уже раскачали и без того неустойчивую лодку. Со временем некоторые группировки, противостоящие правительственным войскам, вышли из-под контроля, положив начало несущему угрозу всему Ближнему Востоку и миру «Исламскому государству». Ослабленная же внутренними противоречиями Сирия не может дать достойного отпора боевикам ИГ.

На ближайшие дни запланирована и ещё одна встреча для решения сирийской проблемы. 26 января в Москве пройдут переговоры представителей сирийского правительства и оппозиции. Главное, чего ждут от этой встречи, — прекращения внутриполитической вражды и объединения усилий перед лицом общего врага. В частности, Сергей Лавров считает, что сирийцы должны отодвинуть на второй план задачи по смене политического режима или отставке Асада и не допустить превращения Сирии в террористическое государство с воссозданием халифата в этом регионе.

С 2011 года в результате сирийского кризиса погибли около 200 тыс. человек. Сейчас список жертв пополняется гражданами Сирии, убитыми от рук боевиков набирающего силу ИГ. Российский МИД выражает надежду на то, что в ходе предстоящего в Москве раунда переговоров к диалогу будут допущены представители всех оппозиционных группировок и внимание будет обращено не на самопиар участников, а на поиск конкретных выходов из сложившейся ситуации.