В Россию эту традицию привёз из Германии Пётр I. Но как император ни пытался привить этот обычай, ничего не получалось. После смерти Петра традиция практически исчезла и возродилась только при Екатерине II, немке по происхождению. Но и в этот период украшением рождественской ёлки занимались только дворяне: простой люд относился к этому дереву с предубеждением, поскольку его ветками выстилали покойным дорогу в последний путь. Кроме того, часто ёлки ставили на крыши питейных заведений, чтобы желающие выпить видели трактир издалека. Это тоже мало способствовало тому, чтобы русские люди признали ель священным деревом.
Свечи и ангелы из ваты
На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Появились специальные картонажные мастерские по производству ёлочных игрушек. В конце XVIII века зажиточные люди стали привозить стеклянные ёлочные шары из Германии, и вскоре российские стеклодувы тоже освоили производство таких игрушек. Первые шары были тяжёлыми и очень дорогими: они были по карману только состоятельным людям.
Повсеместным обычай наряжать ёлку стал только в последней четверти XIX века. Ёлки на праздник украшали настоящими конфетами, орехами, фруктами и пряниками, а также гирляндами из флажков и бусами из стекла и бумаги. Дети сами мастерили фигурки ангелов из бумаги и картона, раскрашивали их карандашами и красками.
К рубежу XIX и XX веков в русских домах перестали вешать на ёлку настоящие сладости и фрукты, потому что они были слишком тяжелы для дерева, да и не каждый мог себе это позволить. Поэтому конфеты и яблоки стали заменять игрушками из ваты, которые задержались в России в качестве ёлочных украшений на десятки лет. Ватные фигурки зверей и кукол-барышень, ремесленников и солдат накручивали на проволочный каркас, покрывали лаком и раскрашивали. Ещё игрушки делали из выпуклого тонированного картона: фигурки склеивали из двух половинок, чтобы, когда они раскачивались на ёлке, со всех сторон они выглядели одинаково. На ёлках можно было встретить игрушки из папье-маше и даже фарфора.
«На ветви ели устанавливали 12 горящих свечей в честь апостолов, — рассказывает сотрудник Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Татьяна Маркина. — Дети вместе со взрослыми водили вокруг рождественского дерева хоровод, танцевали и пели песни. Свечи создавали пожароопасную ситуацию, и случаи возгорания рождественских елей возникали нередко».
«Подарки клали, к удивлению, на само дерево. А под ним ставили ушат с водой. Это было сделано специально, ведь ёлки часто загорались из-за того, что между ветками крепили настоящие свечки», — рассказывает Альбина Андронова, директор выставочного зала общественного центра Кировского района Перми.
В начале века, перед революционными смутами, было принято золотить шишки. Игрушками становились обычные бублики. Новогоднюю ель, которую устанавливали чаще всего в центре зала, украшали разноцветными кружевами. На ёлке крахмалили кружева, почти все игрушки делались своими руками. К слову, в магазинах даже продавались наборы ёлочных украшений «handmade» для всей семьи.
Айболит и пионер на ёлке
«В постреволюционной России первые годы рождественская традиция держалась по инерции, пока не была запрещена как буржуазная в 1925 году, — рассказывает Татьяна Маркина. — Возобновили новогодние ёлки только через 10 лет по предложению Максима Горького, поддержанному Сталиным. Ёлки перестали связывать с рождественской традицией, и христианская тематика из ёлочных украшений стала исчезать».
Первые советские игрушки начали производить на заводе в городе Клин. Каждый шарик делался вручную стеклодувом, затем расписывался художником.
«Действительность заставляла делать игрушки, максимально приближённые к реальности. Например, герои литературных произведений, лётчик, медсёстры, дети на санках. Были популярны украшения с советской атрибутикой — серп и молот или звёзды», — говорит Андронова.
Были и красноармейцы, матросы, «Маши-пионерки», представители народов СССР в традиционных костюмах (набор «Дружба»), самолёты, дирижабли и флажки. Не потеряли свою популярность бумажные игрушки из папье-маше: рыбки, барабанчики и многое другое.
Однако советский период по-своему обогатил новогодние сюжеты: на новогодней ёлке появились не только моряки и пионеры, но и такие герои русских народных сказок, как Красная Шапочка, Серый Волк, Иван-царевич, Жар-птица, доктор Айболит и многие другие. Обычно эти фигурки делали из стекла с ножкой в виде металлического зажима, которым они крепились к еловой ветке.
Военные времена
Великая Отечественная война сильно повлияла на празднование Нового года. Вместо игрушек стали вешать ватные украшения, замотанные ниточками, а также колечки, вырезанные из газет. Многие поделки, особенно на Урале, изготовляли из солёного теста. Порой просто вешали бумажные фотографии родственников или любимого человека.
Среди новогодних подарков — кусок мыла, варежки, шерстяные носочки. Самым «большим» презентом были банка варенья, кисет для табака, валенки или унция керосина.
Кстати, популярными ёлочными игрушками военных лет являлись парашютисты. Делали их очень просто: к обычной игрушке нитками-стропами привязывали кусочки ткани. Появились бойцы на фронте, партизаны во вражеском тылу, вместо фейерверков — сигнальные ракеты, а из гильз делали яркие гирлянды.
Огурчики и кукуруза
«Послевоенное время — это отдельная песня. Сталин выпустил распоряжение, чтобы люди праздновали Новый год очень широко. Сергей Михалков придумывает образ Снегурочки! И пошло дело», — улыбается Альбина Андронова.
Во многие советские квартиры на смену живой ёлке пришла искусственная. Началось изготовление стеклянных бус, звёзд с колбами, новогодних масок (которые, к слову, пришли в народ из фильма «Карнавальная ночь»).
В период правления Хрущёва, когда народ массово осваивал целину, выпускались игрушки сельскохозяйственной тематики: огурцы, кукуруза, помидоры, виноград и так далее.
Стоит отметить, что бытовые условия повлияли и на празднование Нового года. В коммуналках на окно клали маленькие ёлочки с миниатюрными игрушками. Необычные украшения быстро прижились у жителей и выпускались вплоть до 1980-х годов.
Но в то же время на праздники люди стали выходить на улицы. Площади и скверы всех городов украшали ёлками и гирляндами. В связи с этим делали большие игрушки из толстого стекла. Один из символов той эпохи — снеговик.
Рождество возвращается
В постсоветскую эпоху ёлочные игрушки стали делать не только из традиционных, но и из современных материалов. Такие украшения удобно хранить и можно доверить ребёнку, чтобы он наряжал ёлку самостоятельно, не боясь, что малыш разобьёт игрушку и порежется. Новогодние сюжеты потеряли идеологическую окраску, но вместе с ней ушло и былое разнообразие идей и форм. Модные дизайнерские поветрия стали диктовать новые условия для производства «правильных» новогодних игрушек.
При украшении ёлки всё реже стали помещать звезду на верхушку. Появились пластиковые ангелочки и другие католические украшения. Вместо хлопушек — пиротехника. Горожане потихоньку осваивают символы года по лунному календарю. Тигр, козочка, змея или лошадка — ежегодный гость на ели.