В Щукине живёт выдающийся учёный, один из крупнейших в мире специалистов по изучению влияния различных видов радиации и излучений, в том числе от сотовых телефонов, профессор Юрий Григорьев. В этом году исполнилось 70 лет его научной деятельности. Чтобы перечислить все его достижения, понадобится книга. Вот лишь некоторые. Григорьев — автор первой в мире книги о лучевой болезни, организатор уникальных экспериментов, связанных с воздействием ядерной радиации, электромагнитных полей и, в частности, излучения сотовых телефонов, основатель школы радиобиологии, один из участников проекта разработки советской атомной бомбы, один из создателей Института медико-биологических проблем и первой советской клиники по лечению онкологических больных облучением радиоактивными изотопами. Он одним из первых принимал пострадавших после взрыва на Чернобыльской АЭС в московской больнице № 6 и участвовал в ликвидации аварии непосредственно в Чернобыле в первые 35 дней.
В 94 года Юрий Григорьевич продолжает работать ведущим научным сотрудником Федерального медицинского биофизического центра им. А. И. Бурназяна ФМБА России.
С фронта — в академию
В научную медицину Ю. Григорьев попал случайно. В 1942 году 16-летним мальчишкой пришёл записываться добровольцем на фронт. На вопрос военного комиссара: «Что умеешь делать?» — честно признался: «Ничего». Парня послали учиться в Киевское военно-медицинское училище. Через год, в 1943-м, отправили на передовую военфельдшером. «Война оставила сильнейшие впечатления. Не забыть переполненные ранеными госпитали. Больше всего горжусь медалью за освобождение Белоруссии», — говорит ветеран. Но дойти до Берлина ему было не суждено. Вышел приказ Сталина о создании Военно-медицинской академии в Ленинграде и наборе сотрудников, в том числе 40 человек с фронта. «Вот так я попал в науку, а в 1949 году, после окончания академии, сразу стал работать в программе по созданию атомной бомбы. Нашей задачей было изучать последствия применения атомного оружия, что будет, если человека облучат, и как спасаться. О радиации тогда почти ничего не знали, сотрудники института работали с плутонием в обычных халатах», — вспоминает профессор Григорьев. Многолетние исследования на животных позволили досконально выяснить особенности течения лучевой болезни, смертельные дозы облучения и выработать методы защиты.
В 1964 году Григорьева в команде с другими ведущими учёными направили организовывать Институт медико-биологических проблем, где он возглавил исследования по космической радиобиологии и выработке нормативов для космонавтов. «Мы вошли в институт, а там абсолютно пустой дом, только охрана сидит. С нуля начинали создавать лаборатории, набирать кадры», — вспоминает учёный. Одно из самых знаменитых исследований, которые провели под руководством Григорьева, вошло в историю радиобиологии как «Хронический эксперимент». Он моделировал условия космического облучения во время 3-летнего полёта на Марс. В итоге был установлен практически безопасный для здоровья уровень облучения. Эксперименты проводились и в космосе, на станциях и спутниках. Юрий Григорьевич получил за эту работу Госпремию. Результаты её были потом использованы при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Больница № 6
Взрыв прогремел ночью 26 апреля 1986 года. Уже утром в 6-ю больницу Москвы поступило сразу 70 пострадавших. «С первого взгляда было ясно, что у них тяжёлая форма острой лучевой болезни, — вспоминает Юрий Григорьевич. — Мне поручили обеспечить приём больных, санитарную обработку. 13 мая умер первый больной. Патологоанатомы отказались с ним работать. Приходят ко мне сотрудники приёмного покоя: что делать? Надел скафандр и стал водой из шланга смывать радиоактивные загрязнения».
Через две недели Григорьева отправили в Чернобыль. Работали в эпицентре, а ночевать уезжали за 30-километровую зону в городок Иваньково. После возвращения из Чернобыля Ю. Григорьев написал памятку для населения о радиационной безопасности. «Когда случилась авария на атомной станции в Японии, меня атаковали иностранцы: что делать, как йод принимать? Перевёл памятку на английский язык и отослал им», — говорит Юрий Григорьевич.
Ещё в 1977 году Григорьев возглавил исследования по влиянию излучения электромагнитных полей на мозг и продолжал вести их вплоть до 2000-х годов. Над проблемой работали несколько лабораторий и больше 200 сотрудников. О результатах регулярно докладывали в Кремле. С появлением сотовой связи исследователь переключился на новую проблему.
Уже 17 лет профессор Григорьев — эксперт Всемирной организации здравоохранения по проблемам электромагнитного излучения, и все эти годы он выступает с предупреждениями о вреде чрезмерно частого использования мобильных телефонов. «Уникальнейшие 5-летние эксперименты на людях, закончившиеся недавно в Америке и Италии, выявили, что есть связь между активным использованием мобильной связи и учащением возникновения опухолей головного мозга, — говорит профессор Григорьев. — Когда вы пользуетесь сотовым телефоном, идёт облучение. Как защититься? Надо держать телефон хотя бы на небольшом расстоянии от головы. Ещё лучше пользоваться гарнитурой, которая позволяет разговаривать, не поднося телефон к уху... Ну и меньше болтать. Еду в трамвае, а там по телефону рассказывают, как борщ варить, — ну разве есть в этом необходимость?»
В 2014 году имя профессора Григорьева включили в список «Отважных учёных» мира. А сам он своей главной заслугой считает своих учеников. Под его руководством защищены 55 кандидатских и 15 докторских диссертаций. «Не зря прожил жизнь», — уверен профессор.
Смотрите также:
- В тихом омуте Плющихи. История улицы, на которой выросли Толстой и Белый →
- Дома, ставшие стихами. Цветаева была влюблена в... одну из своих квартир →
- Учит английский и рисует. Ветеран из Южного Тушина живёт полной жизнью →