В переводе с канцелярского на русский — стало известно, сколько за год заработали худруки театров и оркестров, директора музеев и институтов культуры, художественных академий и реставрационных мастерских. Абсолютным лидером за период с 1 января по 31 декабря 2016 года стал Валерий Гергиев.
Задекларированный доход худрука Мариинского театра Валерия Гергиева, составил 154 млн руб. Второе место занял художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин: почти 113 млн руб. Напомним, что именно со спектаклем театра Льва Додина был связан «ценовой» скандал: стоимость билетов на постановку «Гамлет» с Лизой Боярской и Данилой Козловским в главных ролях, показанную в Москве, достигала 20 тыс. руб.
Бронзовым призёром в плане доходов стал худрук Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков (76 млн руб.).
В числе самых высокооплачиваемых деятелей культуры ткже значатся: худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (69 млн руб.), директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (47 млн руб.), худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов (44 млн руб.), худрук Театра Наций Евгений Миронов (37 млн руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,5 млн руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (34 млн руб.), ректор ВГИКа Владимир Малышев (33 млн руб.).
А судьи кто?
Естественно, эта информация не осталась без внимания пользователей соцсетей. В интернете посыпались язвительные комментарии. «Вопрос „С кем вы, деятели культуры?“ нашёл ответ в 21 веке. С олигархами )))», — это одна из самых безобидных реплик в адрес лидеров списка. Насколько справделивы эти упрёки? И знают ли интернет-шутники, каким трудом зарабатываются эти миллионы?
Известный ведущий канала «Культура» Юлиан Макаров рассуждает так:
— Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с такой стороны: выезжает на гастроли прославленный оркестр, например, Мариинского театра. Или оркестр под управлением Спивакова, или оркестр Темирканова, список можно продолжать долго. На какой бы континент ни отправились эти коллективы, их концерты пройдут на самых известных и престижных площадках. У них не бывает и не может быть проигрышей сродни спортивным (когда рассчитывали на десятки золотых медалей, а получили лишь допинговые скандалы). Не может быть пустых залов, плохих отзывов в прессе. Ничего, что позорит нашу страну, у этих коллективов быть просто не может. Там только выигрыши, только укрепление авторитета России в глазах остального мира как крупнейшей культурной державы! В нашем спорте фигурируют гораздо более существенные цифры. Достаточно вспомнить довольно бессмысленного футболиста Халка, которого купили за 60 млн евро. При этом тот же футбол наш ничего, кроме разочарований (прежде всего на международной спортивной арене), глубокого сожаления и огромных дыр в бюджете, не приносит. То есть один футболист у нас зарабатывает порой больше, чем все выдающиеся деятели культуры вместе. Почему же в адрес спортсменов таких шуток не слышно? Все попавшие в десятку лидеров люди — музыканты, актёры, режиссёры — работают на благо страны, давая сотни концертов в течение года, проводя фестивали, вкладываясь в поиски новых талантов. Отдельно отмечу ещё и то, что ни министерство, ни деятели культуры не боятся быть открытыми, прозрачными. Это можно только приветствовать.
А вам слабо?
— Безусловно, осуждающие и завистливые голоса, обсуждающие этот список, а точнее, суммы, в нём представленные, вполне могут зазвучать, — продолжает Макаров. — Но давайте предложим любому человеку попробовать поработать даже за большие деньги в том графике, в котором, например, работает лидер списка, Валерий Абисалович Гергиев. Я очень хорошо знаком с этим человеком, по-настоящему горжусь дружбой с ним и отлично знаю, что его трудоспособность, его нагрузки просто немыслимы для рядового, даже очень хорошо физически подготовленного человека. Он действительно работает 22 часа в сутки! И не просто сидит в кабинете, а проводит по два-три симфонических концерта или оперы в день: не суть, идёт ли речь о репетициях или выступлениях. Как-то, будучи в Мариинском театре, я стал свидетелем того, как Гергиев выдержал марафон в 18 часов за дирижёрским пультом во время празднования юбилея Прокофьева. Давайте найдём такого человека, который сможет в подобном графике жить! Поэтому те деньги, которые, в частности, Гергиев зарабатывает, я считаю, не просто адекватны: они занижены. Валерия Абисаловича во всём мире знают! А есть немало европейских дирижёров, имена которых известны единицам, но которые получают по 3 млн в год, а то и больше. И никого это не смущает. И Гергиев, и Темирканов, и Спиваков, и Юровский, и все остальные из представленного списка делают всё, чтобы имя России звучало в контексте высших достижений культуры и искусства. Это профессионалы своего дела, и всерьёз обсуждать их доход мне кажется занятием глупым и не совсем интересным.
Советские комплексы в условиях глобализации
На сайте Министерства культуры оглашены не только совокупные доходы работников подведомственных учреждений, но и их среднемесячные зарплаты. И цифры в большинстве своём далеки от тех, что значатся в зарплатных ведомостях некоторых госкорпораций.
Среднемесячные зарплаты руководителей учреждений, подведомственных Министерству культуры, за 2016 г.:
Учреждение | Должность | ФИО | Зарплата, руб. |
Гос. академ. Мариинский театр | Худ. рук. и директор | Гергиев В. А. | 12 857 163,0 |
Санкт-Петербургская академ. Филармония им Шостаковича | Худ.рук. | Темирканов Ю. Х. | 976 285,0 |
Гос. Музей-заповедник «Московский Кремль» | Ген. директор | Гагарина Е. Ю. | 964 210,0 |
Московский Художественный театр им. Чехова | Худ. рук. | Табаков О. П. | 935 994,2 |
Государственный Эрмитаж | Ген. директор | Пиотровский М. Б. | 839 076,0 |
Гос. академ. Малый театр России | Худ. рук. | Соломин Ю. М. | 746 698,0 |
Гос. академ. Театр им. Вахтангова | Худ. рук. | Туминас Р. В. | 661 421,0 |
Гос. академ. Большой театр | Ген. директор | Урин В. Г. | 559 271,0 |
Большой Московский гос. Цирк на Проспекте Вернадского | Директор | Запашный Э. В. | 499 717,0 |
Гос. Театр Наций | Худ. рук. | Миронов Е. В. | 458 919,6 |
Гос. Третьяковская галерея | Ген. Директор | Трегулова З. И. | 436 013,0 |
Московский художественный Академ. театр им. Горького | Худ. рук. | Доронина Т. В. | 389 686,0 |
Гос. Академ. Большой Симфонический Оркестр России им. Чайковского | Худ. рук. | Федосеев В. И. | 376 193,0 |
Киноконцерн «Мосфильм» | Ген. директор | Шахназаров К. Г. | 355 803,0 |
Национальный филармонический Оркестр России | Худ. рук. | Спиваков В. Т. | 347 510,0 |
Гос. Симфонический Оркестр «Новая Россия» | Худ. рук. | Башмет Ю. А. | 330 336,0 |
Театр «Сатирикон» им. А. Райкина | Худ. рук. | Райкин К. А. | 247 513,0 |
Гос. Музей изящных Искусств им. Пушкина | Директор | Лошак М. Д. | 198 061,0 |
Гос. Музей-заповедник «Куликово поле» | Директор | Гриценко В. П. | 171 421,0 |
Гос. Музей-заповедник «Михайловское» | Директор | Василевич Г. Н. | 152 751,0 |
Тульский гос. музей оружия | Директор | Калугина Н. И. | 137 098,0 |
Академ. Малый драм. театр — Театр Европы | Худ.рук.-директор | Додин Л. А. | 116 221,0 |
Рос. Академия художеств | Президент | Церетели З. К. | 65 327,5 |
— Работа сотрудников учреждений культуры, в частности, музеев, и в Европе, и в Америке — работа высокооплачиваемая, — комментирует директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко. — В том, что кому-то кажется, что те же музейщики или руководители крупных библиотек зарабатывают слишком много, проявляются стереотипы, доставшиеся нам с советских времён. В Союзе все получали немного, а работники культурного сектора, в том числе должностные, были и вовсе самыми низкооплачиваемыми. «Ах, библиотекарь, ах, музейный сотрудник, они же за идею работают. Так пусть за неё же и продолжают работать!» Примерно такое мнение бытовало. А я не понимаю, почему человек не просто с умелыми руками, но ещё и с головой, должен получать за свой труд копейки. Человек, сохраняющий для будущего историю, культуру своей страны. Поэтому могу только приветствовать тот факт, что зарплаты работников культуры, несмотря на разницу с зарплатами в других сферах, меняются в лучшую сторону.
На что им денег не хватает?
— Людям свойственно прибедняться по самым разным причинам, независимо от профессии, — ситает кинокритик Виктор Матизен. — Но в данном случае лично я не слышал, чтобы кто-то из наших актёров и прочих деятелей культуры жаловался на нехватку личных денег. Личные доходы, гонорары, зарплата того же Евгения Миронова, например, — это явно не повод для жалоб. Когда худруки театров жалуются на нехватку средств, то плачутся они в первую очередь по поводу того, что театры очень скудно снабжаются. И даже высокая стоимость билетов (хотя сам я подобными подсчётами не занимался) не позволяет окупить содержание художественной труппы, зданий театров, постановку спектаклей и так далее. Известность приносит деньги, причём хорошие, это естественно и понятно. И жаловаться тут нечего. А вот жалобы на то, что государство отпускает очень мало денег на культуру, думаю, справедливы.