Как быть, если вас «обидел» банк или страховая компания или просто обманули мошенники?
«Ды мы их засудим!»
Москвичи постоянно получают услуги от финансовых организаций (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, микрофинансовых организаций). И хотя бы раз каждый из нас был недоволен качеством этих услуг. Именно эту категорию потребителей ловят на крючок всевозможные «решалы». В качестве приманки обычно используется обещание получить с фирмы-обидчицы огромную компенсацию чуть ли не за 3 дня. Правда, гонорар посреднику надо выплатить сразу. Народ ведётся на посулы и часто отдаёт деньги, даже не читая договор. Есть и более тонкий вариант развода. «Автоюрист» выкупает у пострадавшего автовладельца право сражаться со страховой компанией в суде. Суммы, правда, весьма скромные, зато наличными и в этот же день. Многие водители соглашаются, потому что знают, как муторно выбивать страховую компенсацию, причём всё может кончиться пшиком. «Автоюрист» благодаря многолетнему опыту отжима компенсаций без труда добивается максимально возможной выплаты и забирает её себе. А вот извещение из налоговой инспекции (о том, что неплохо бы заплатить налоги с этой максимальной выплаты) получит не посредник, а автомобилист.
В недавнем профильном докладе Роспотребнадзора денежные «решалы» названы одной из главных проблем в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг: «К наиболее существенным рискам и угрозам относится активизация недобросовестных посредников («автоюристов», «раздолжителей», «расстрахователей», «антиколлекторов»), злоупотребляющих доверием потребителей». Своих клиентов «решалы» находят не только на местах ДТП и около страховых компаний. Есть специалисты по ипотечным долгам, микрозаймам, банковским тяжбам.
Учитывая высокую закредитованность населения и низкий уровень финансовой грамотности, Москва является настоящим «полем чудес» для предприимчивых посредников. В полиции заявления от жертв таких «финансовых гениев» принимают постоянно. Вот пара примеров из столичной уголовной хроники: «По словам потерпевшей, новый знакомый предложил ей помочь с реструктуризацией её долга по ипотечному кредиту. Женщина передала ему 550 тыс. руб. в качестве оплаты его услуг, после чего мужчина перестал выходить на связь». Вторая история - вообще классическая схема развода на деньги: «В дежурную часть ОМВД РФ по Ломоносовскому району Москвы обратилась 97-летняя пенсионерка с заявлением о мошенничестве. Потерпевшая рассказала, что нашла в газете объявление о юридической помощи. Она договорилась о встрече со специалистом в своей квартире. Женщина, которая пришла к ней и представилась юристом, запросила за услуги 22 тыс. руб., которые пенсионерка ей отдала. Незнакомка обещала решить все вопросы в ближайшее время, однако спустя несколько дней перестала отвечать на звонки. Установлено, что задержанная не имела никаких полномочий для оказания юридической помощи, а кассовый чек, который она выдала потерпевшей, оказался поддельным».
С откровенными мошенниками будет и дальше разбираться уголовный розыск. А популярность «решал» должна сойти на нет благодаря новой системе досудебного разрешения конфликтов с помощью финансового омбудсмена (закон об этом вступил в силу в сентябре). Он будет бесплатно защищать права граждан. Закон об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг (№ 123-ФЗ от 04.06.2018) вступил в силу уже месяц назад, но компании имеют право не подчиняться решениям такого «судьи». А когда будут обязаны? И какие денежные споры всё равно останутся неразрешимыми?
Институт народных защитников
«Обращение к государственному уполномоченному станет обязательным для досудебного разрешения спора в случае нарушения прав потребителя финансовых услуг в объёме до 500 тыс. руб., - объяснил «АиФ» руководитель ГБУ «Мосфинагентство» (подведомственное учреждение Департамента финансов Москвы) Денис Михайлов. - Нововведение позволит разгрузить суды от несложных исков о защите прав потребителей».
Кстати, в случае с ОСАГО нет никаких ограничений по размеру денежных требований. И ещё важный момент: обратиться к уполномоченному можно в течение 3 лет с того дня, когда вы узнали о нарушении своих прав (или должны были быть уведомлены об этом). Правда, по закону сначала вы обязаны попробовать самостоятельно решить проблему. А именно подать бумажное заявление (или его электронный вариант) в фирму-обидчицу. Другие способы - например, ругаться по телефону или в офисе компании - не считаются официальными. А вот когда вам дадут письменный отказ или вообще проигнорируют заявление, тогда смело идите к финансовому омбудсмену.
Что интересно: если судебные разбирательства могут длиться месяцами и даже годами, то уполномоченный обязан принять решение в течение 15 дней (если требуется техническая экспертиза, то добавьте ещё 10 дней). Решение вступает в силу через 10 рабочих дней и обязательно для исполнения. Компания отказывается подчиниться? Вы получите от уполномоченного удостоверение (равнозначно судебному решению), после чего в дело вступают судебные приставы. С мнением «независимого судьи» можно спорить. На обжалование у организации есть лишь 10 дней, а у гражданина - 30 дней. Если суд встанет на вашу сторону, он имеет право увеличить компенсацию на 50%, присудив обидчику штраф.
Потерпим до лета?
Когда же этот закон заработает и с какими оговорками? Сейчас идёт подготовка к тому, чтобы с 1 июня 2019 г. применять его к ОСАГО. Следующей осенью - с 28 ноября 2019 г. - действие документа распространится на другие виды страхования. С 1 января 2020 г. добавятся микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 г. - все банки, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды и кредитные кооперативы. Компании могут не ждать так долго, а признать институт финансовых уполномоченных досрочно - с 3 декабря этого года. Но это исключительно добрая воля тех, кто работает с «физиками» и хочет таким образом выделиться среди конкурентов. Ведь все разборки клиентов с финансовой организацией будут отражаться на её публичном рейтинге. На данный момент создана структура Службы финансового уполномоченного, главным назначен Юрий Воронин, позднее организуют подразделения в регионах. Запись будет происходить через портал госуслуг и центры «Мои документы».
Вам нужно разобраться с финансовой организацией сейчас, а не в следующем году? Придётся обращаться в суд, жаловаться в Банк России (cbr.ru) или в столичное управление Роспотребнадзора (77.rospotrebnadzor.ru).