Имеют ли право в магазине требовать оплату только по QR-коду?

Категория:  Права потребителей
Ответ эксперта

«Многие магазины и торговые точки сегодня стали активно внедрять оплату товаров через Систему быстрых платежей (СБП) помощью QR-кода, — отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. — Напомню, что это уникальный квадратный штрихкод, который содержит закодированную информацию. Это квадратный рисунок, внутри которого множество квадратиков складываются в черно-белый узор».    
   

Иногда, по его словам, продавцы делают предложение оплатить посредством QR-кода довольно настойчиво, не оставляя покупателю выбора. Дело в том, что продавцам это выгодно, поскольку в таком случае магазины меньше платят за эквайринг — прием платежных карт через терминал. А вот для покупателей использование QR-кода для оплаты, наоборот, может быть менее выгодным. Хотя бы потому, что в таком случае далеко не все банки начисляют кешбэк.

По Закону о защите прав потребителей каждый покупатель имеет право выбирать удобный для него способ оплаты. В то время как продавец обязан предоставить гражданину право выбора: оплата наличным или безналичным способом (платежными картами и иными электронными средствами платежа). Система оплаты платежей через QR-код является альтернативным способом оплаты, и далеко не единственным.

«Если продавец настаивает на оплате по QR-коду, вы имеете полное право отказаться, — напоминает эксперт. — Если альтернативный способ оплаты вам не предложат, обращайтесь к администрации магазина с претензией». Если эти требования были проигнорированы, следует обращаться в Роспотребнадзор.