Кредитная истерия. Украина всё-таки признала долг перед РФ

Украина всё-таки признала долг в 3 млрд долларов перед Россией. Но Киев хотел бы провести реструктуризацию задолженности, заявила глава украинского Минфина Наталья Яресько.

   
   

«Мы признаём этот долг в 3 миллиарда как любую другую европейскую облигацию. Я не скрываю (намерения) провести реструктуризацию этого долга. Я делаю всё, что могу. И хочу, чтобы мы рассматривали эту облигацию как и любую другую европейскую. Правительство очень чётко заявляет о своей позиции, у нас есть достаточно программ, и мы должны достичь цели реструктуризации долга», — заявила министр на шведско-украинском бизнес-форуме.

«Мы рассматриваем евробонды, обмененные на российский кредит, как все остальные евробонды, которые мы планируем реструктуризировать. Нет никаких предпочтений, мы ко всем бумагам относимся одинаково», — добавила Яресько, передаёт РИА Новости.

3 млрд преткновения

Трёхмиллиардный кредит Киеву, о котором идёт речь, был выделен Россией по договорённости с тогдашним президентом Украины Виктором Януковичем в декабре 2013 года. Тогда РФ согласилась предоставить украинским партнёрам льготный кредит в размере 15 млрд долларов. Перенос Украиной ассоциации с Евросоюзом привёл к государственному перевороту и смене власти в стране. Из 15 млрд долларов Незалежная успела получить только пятую часть — 3 млрд, расплатиться по которой ей предстоит в декабре 2015 года. Но и эта сумма стала камнем преткновения в отношениях Москвы и Киева: для стоящей одной ногой на грани дефолта экономики Украины 3 млрд долларов — немалые деньги, и в Киеве искали любые способы не возвращать долг.

Так, в середине мая Верховная Рада приняла закон о моратории на выплаты по внешним долгам. Действие документа распространяется только на внешние частные долги, общий объём которых составляет 9 млрд долларов. И всё бы ничего, если бы Киев не относил долг перед Москвой к разряду частных. До сегодняшнего дня Наталья Яресько заявляла, что реструктуризация купленных РФ еврооблигаций Украины относится к механизмам так называемого «Лондонского клуба».

«У нас нет оснований считать их каким-либо другим займом, кроме как „лондонским типом“: они не регистрировались в Парижском клубе и до настоящего времени мы уведомляли их конечных бенефициарив через депозитарную систему, как и всех держателей суверенных еврооблигаций», — говорила Яресько в эфире телеканала CNBC.

«Парижский клуб», о котором идёт речь, объединяет именно государственных кредиторов, «Лондонский клуб» — частных кредиторов. Россия, впрочем, настаивает на том, что её кредит нельзя отнести к частным, и потому ждёт от украинской стороны возврата средств в декабре.

   
   

Накануне по российской финансовой помощи «прошёлся» украинский лидер Пётр Порошенко. В интервью Bloomberg, отвечая на вопрос о долге Киева перед Москвой, президент высказал мнение, что это «была взятка за то, что Янукович отказался подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС в Вильнюсе». Реакция Кремля не заставила себя долго ждать: пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Москва ожидает от Киева разъяснений, отказывается ли тот от преемственности обязательств, в том числе финансовых, перед РФ в связи с последними заявлениями Порошенко.

Судя по всему, смена позиции украинского Минфина по трёхмиллиардному долгу и является разъяснением слов Порошенко.

Реструктуризация или дефолт

В конце этого месяца Киеву предстоит совершить очередной платёж в размере 75 млн долларов по российскому кредиту. Если этого не произойдёт, РФ будет вынуждена обратиться в международный арбитраж и через него требовать возврата средств, грозил ранее министр финансов России Антон Силуанов. Ранее Москва неоднократно говорила о невозможности реструктуризации.

Узаконивание Верховной Радой невыплаты по долгам глава Минфина РФ оценил как подготовку к дефолту и назвал нелегитимным.

«По сути дела это дефолт. У нас пока оснований нет (предъявлять претензии Украине), у нас в июне должен быть платёж (от Украины) 75 млн долларов. Если будет пропущен платёж — будем пользоваться своим правом обращения в суд», — цитирует Силуанова ТАСС.

Если Украина не сможет договориться с кредиторами о реструктуризации долга и о предоставлении новой финансовой помощи, ей придётся объявить дефолт. Мировые финансовые институты и рейтинговые агентства шансы на банкротство Незалежной оценивают почти в 100%. Последствия банкротства — полный крах экономики: многие предприятия остановят работу, вырастет безработица и инфляция, по соцвыплатам будет просрочка и их сокращение, произойдёт ещё большая девальвация гривны, малый бизнес практически исчезнет, а крупный понесёт огромные убытки. Кроме того, ещё долгие годы Украине будет практически невозможно привлекать новые кредиты и договариваться о пролонгации старых.

Единственный способ не допустить вышеперечисленных последствий — реструктуризация долгов, о которой и говорит Яресько.

По мнению заместителя директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарьи Желанновой, в конечном итоге долг Украины будет реструктуризирован. «Для России, как и для остальных кредиторов, это будет фактически означать получение новых облигаций с большим сроком обращения и меньшим номиналом. Потери России в крайнем случае не будут существенными в денежном выражении, объём покупки бумаг был осуществлён на сумму всего 3 млрд долларов. На текущий момент международные резервы России превышают 350 млрд долларов», — пояснила Желаннова АиФ.ru.