В чём «Роснефть» обвиняет Министерство природы?

Глава Минприроды Сергей Донской сообщил о временной приостановке выдачи лицензий госкомпаниям для работы на арктическом шельфе в связи с изменениями в законодательстве в этой области. Заявление вызвало негативную реакцию со стороны нефтяной компании «Роснефть», которая вплотную занимается разработкой месторождений в Арктике.

   
   

Никакой либерализации

Согласно данным Министерства природных ресурсов РФ, около 80% участков на шельфе уже выданы подконтрольным государству компаниям. По мнению Сергея Донского, в сложившейся ситуации стоит найти решение, при котором разработкой оставшихся 20% участков смогут заниматься частные компании.

«Мы теперь должны вынести это на рассмотрение в администрацию президента. По большей части особых препятствий на уровне правительства я не вижу», — сказал Донской, отметив, что все ведомства положительно отнеслись к изменениям.

Однако, по мнению вице-президента «Роснефти» Михаила Леонтьева, приведённые главой Минприроды данные не соответствуют действительности.

«Я не знаю, как считает министр, кто ему считает. По оценке "Роснедр", перспективная площадь шельфа составляет 4,4 миллиона квадратных километров, а распределённый фонд составляет 1,8 миллиона. Простой арифметический счёт даёт цифру нераспределённого фонда 60%», — сказал Леонтьев в беседе с АиФ.ru, добавив, что, когда «речь идёт о 60% , то тогда речь идёт о стратегическом вопросе».

Инициатива министерства, считают в «Роснефти», направлена не на либерализацию рынка.

«Это же та же история — создание огромного монстра («Росгеология» — прим. ред.), куда должны собрать все полуистлевшие остатки советской геологии, которого должны наделить нечеловеческими полномочиями, без которого вы не пролезете на шельф. Это что, либерализация?» — сказал Леонтьев. Кроме того, за время руководства Донским «Росгеологией» «ничего они не открыли», уверен Леонтьев.

   
   

Суть конфликта

Согласно действующему законодательству, разрабатывать шельф могут только государственные компании, которые работали на этой территории свыше пяти лет. На данный момент под это определение попадают только две компании — «Роснефть» и «Газпром», которые активно осваивают этот регион.

Минприроды по поручению президента Владимира Путина подготовило ряд предложений, которые по сути обеспечивают доступ к шельфу частным нефтяным компаниям, ограничивая присутствие государственных. Так, министерство предложило создавать консорциум*, участие в котором будет утверждать государство. Пока Минприроды называет только четыре критерия отбора. У претендента должен быть опыт работы на шельфе, отсутствовать нарушения в области охраны окружающей среды и быть возможность осваивать шельф, техническая и финансовая. Притом давность опыта и его география для участия не имеют никакого значения.

«Минприроды озвучил критерии доступа частных компаний к шельфу. Под эти критерии подходит одна компания, не одна с половиной, а одна, одна-единственная, и называется она "Лукойл", — сказал Михаил Леонтьев в разговоре с АиФ.ru. — Ну, может быть это очень хорошо даже, честь и хвала "Лукойлу", только это не называется либерализация, это называется доступ "Лукойла" на шельф. Это неуважительное отношение к серьёзной компании "Лукойл", когда её прячут под халатом, утыканным перьями либерализации».

Кроме того, отмечает «Роснефть», министерство пока не предложило чётких правил системы отбора компании. А без прозрачного механизма отбора высок риск коррупции.

В случае, если консорциум создать не удастся, Минприроды предлагает выставлять участки на шельфе на аукцион, что также не способствует прозрачности системы.

В поддержку санкций

Предложение Минприроды, считают в «Роснефти», поддерживает введённые против России санкции и может попросту отпугнуть зарубежных партнёров.

«В ситуации благоприятной конъюнктуры, в ситуации отсутствия санкций считалось целесообразным иметь такой режим, но теперь надо делать вид, что этот режим либерализуется. Во всяком случае меняется, появляются какие-то новые опции якобы. И практически регулятор в лице государственных органов приглашает этих партнёров пересмотреть (достигнутые) соглашения. Это практически потворствование санкциям. Эта работа направлена на достижение тех же результатов, на которые направлены санкции, — на срыв партнёрства. Тем более, что в долгосрочных проектах регуляция, то есть режим правовой, должен быть долгосрочным, и не должно создаваться впечатления, что он может измениться. Во-первых, это просто способствует тому, что с вами не будут работать вообще, или, наоборот, тому, что начинается поиск каких-то более выгодных для себя ситуаций. А что значит более выгодных? Это значит менее надёжных и менее выгодных для российского государства», — озвучил позицию нефтяной компании Михаил Леонтьев.

Вице-президент «Роснефти» также напомнил, что компания подверглась санкциям. «Оказывать давление на компании, подвергшиеся дискриминационным санкциям со стороны собственного регулятора, ну, это как бы неприлично. Нашли время и место», — сказал Леонтьев.

Подозрительным в «Роснефти» считают и тот факт, что частные компании не хотят заниматься разработкой шельфа по существующей схеме, в то время как иностранных партнёров государственная схема устраивает. Так, один из самых перспективных проектов «Роснефти» — «Сахалин-1» — осуществляется при участии зарубежных партнёров на условиях соглашения о разделе продукции.

«Действующая система позволяет защищать интересы государства при разработке арктического шельфа и определяет чёткие правила допуска частных партнёров, как российских, так и иностранных. Причём ни одна из российских частных компаний не проявила интереса к работе на шельфе по этим правилам. В то время как крупнейшие иностранные компании до введения санкций стремились к подобному сотрудничеству и его осуществляли», — заметили в компании.

Всё решит правительство

Как отметил Леонтьев, предложения Минприроды позиционируются как «решение, которое якобы уже принято». Вместе с тем, диалог о допуске частных компаний к освоению арктического шельфа ведётся более четырёх лет и пока далёк от завершения. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, правительство рассматривает аргументы обеих сторон и пока не приняло окончательного решения относительно изменений существующей схемы.

«Есть сторонники этого допуска и противники. Поэтому в данном случае всё-таки последнее слово за правительством. Окончательное решение ещё не вынесено. Там принимаются все точки зрения. Это нормальный рабочий процесс», — заявил журналистам представитель Кремля.

Чуть позже глава Минприроды Сергей Донской в ответ на критику «Роснефти» сказал, что при подготовке документов о либерализации доступа к шельфу министерство лоббирует интересы всех российских компаний.


Консорциум — временное объединение независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.