Вначале позвольте развеять один устойчивый миф. Широко бытует неправильное мнение, что если вы не родились сразу с предпринимательским драйвом, то вам ничего не светит, или, по крайней мере, вам не светят те уровни, которых могут достичь прирожденные бизнесмены. Хотя я согласен с тем, что наши пристрастия присущи нам с рождения, но если что-то не обнаружилось в вас раньше, это не значит, что в вас этого нет. Ваш предпринимательский драйв может дремать где-то глубоко внутри, ожидая того момента, когда вы его раскроете.
Истина состоит в том, что к большинству людей предпринимательское вдохновение приходит как вспышка, в момент озарения, так сказать. Лично я испытал его через несколько лет после окончания университета, здорово напившись однажды. Неважно, когда к вам это придет: во время учебы, вскоре после ее окончания или когда вам уже девяносто лет. Важно начать действовать. Если же вы не начнете действовать, этот драйв уйдет в тень, но только затем, чтобы многие годы спустя вернуться и ужалить вас в задницу.
«Нет» — ваш путь к успеху
Пока вы не закроете одни двери, невозможно открыть другие! Быстрый рост бизнеса требует, чтобы вы говорили «нет» гораздо чаще, чем «да».
Задам вопрос парням: не хочу никого обидеть (слишком сильно), но какие девчонки самые желанные? Те, которых вам не заполучить, верно? Не те, которые вьются вокруг вас. Вы чертовски уверены в том, что не хотели бы надолго связать свою жизнь с кем-то из этих случайных цыпочек. Кто знает, чем (и с кем) она будет заниматься за вашей спиной? Не говоря уж о том, что можно подцепить какую-нибудь серьезную заразу.
Вероятно, это верно и с точки зрения девчонок? Вам нужен отличный, уверенный в себе и преданный вам парень, который всегда будет рядом, а не тот, кто увивается за каждой юбкой. Знаю, знаю, некоторым людям нравится «приручать» плохих парней или девчонок, но сколько было случаев, когда таких отношений хватало надолго? Ноль, вот сколько.
Так хотите ли вы прослыть в отрасли «проституткой», готовой выполнить любой проект для кого угодно за любые деньги только потому, что полагаете, будто для роста нужно быть все время занятым? Будьте избирательны, иначе потеряете репутацию, и ни один порядочный бизнес или партнер не согласится лечь с вами в постель. Отвергайте проекты, которые больше подходят другим и не соответствуют вашим убеждениям, отраженным в плане процветания. Чтобы расти, начните говорить «нет».
Если клиент недоплатил вам, запросил слишком многого, воспользовался преимуществами за ваш счет, несправедливо надавил на вас, выжав все соки, или просто недооценил вас, проблему решать вам, не ему. Вы должны дать себе слово в этом году говорить «нет» всем таким паршивым клиентам, отстойным проектам и «кривым» возможностям. Серьезно, встаньте с колен прямо сейчас, посмотрите в небо и поклянитесь себе начать говорить «нет». Не бойтесь, никто вас не видит. Сделали так? Нет?! Отлично! Вы учитесь говорить «нет». А если вы выполнили это маленькое упражнение, начните читать эту часть заново. Вы явно не выучили урок. Вы, вы. Да-да, вы!
Слово «нет» — это отражение вашего абсолютного фокусирования. Если вы до сих пор не уяснили это, я буду снова и снова заталкивать вам в глотку: ваш успех полностью зависит от фундамента веры в себя, постоянного фокуса и действий, предпринимаемых вами в соответствии с этой верой и фокусом.
Когда запускаешь и развиваешь бизнес, тебя окружает все больше несущественных мелочей, отвлекающих внимание, — от чтения новых писем, приходящих каждую секунду по электронной почте (и кликанья сотню раз в час на кнопку «Доставить почту» просто для проверки), и непрерывного мелькания мгновенных сообщений до «прорабатывания возможностей», которые находятся за пределами вашей ниши, и организации абсолютно бесполезных совещаний — «убийц времени». Вам нужно говорить «нет» всей этой ерунде и фокусироваться на том, что важно.
Еще клево то, что когда каким-то людям отказываешь, их голод только возрастает. Они хотят то, чего не могут получить. Классический пример — потребление алкоголя подростками. В обладании тем, что тебе иметь не положено, есть особый шик. Поэтому, хотя продажа выпивки лицам, не достигшим 21 года, и запрещена законами США, на долю подростков приходится значительная доля потребляемого алкоголя. Занимаясь собственным бизнесом, вы убедитесь, что некоторые клиенты, получив отказ, возвращаются с новым, более интересным предложением, и тогда вдруг замечаешь, что радостно отвечаешь им «ДА».
На успехи самых выдающихся современных компаний гораздо больше повлияли ситуации, когда они говорили «нет», а не «да». Задумайтесь об этом на секунду. Дайте этой мысли укрепиться. Если вы нервничаете, я могу вас понять. Когда только начинаешь свое дело, может показаться идиотизмом отказывать кому-то. Как вы предполагаете вырастить бизнес, если отталкиваете от себя людей?
Два года я был членом совета Организации молодых предпринимателей и отвечал за рост количества членов ее регионального отделения. По итогам обоих лет я получил награду за то, что это отделение входило в тройку самых быстрорастущих отделений в мире (из 100). Предыдущие десять лет количество членов увеличивалось примерно на 0,5 процента в год. Я разогнал эту величину до 75 процентов в год. Знаете, чем я отличался от своих предшественников? Я говорил «нет». Я ограничил возможность членства, говоря потенциальным участникам, что для вступления в организацию им придется пройти процесс утверждения. Вначале я отказывал всем, и те, кого в итоге приняли, дождаться не могли того момента, когда смогут заплатить членские взносы. Вот какова сила слова «нет».
Пошаговый план стартапа
1. Напишите план процветания
Цель: вы ДОЛЖНЫ знать конечный результат игры, чтобы понять, как его добиться.
Метод: представьте, каким будет идеальный образ вашего бизнеса через 10 лет, если все, чего вы хотите добиться, станет реальностью.
Избегайте: создания традиционного бизнес-плана. Он лишен динамики, а через несколько недель после начала бизнеса все равно окажется на полке.
2. Проведите анализ «Пяти уравнений фокусирования»
Цель: идентифицировать нишу со слабой или расфокусированной конкуренцией.
Метод: определите, действительно ли в этой нише менее 5 прямых конкурентов при наличии возможности зарабатывать 5 млн долларов через пять лет?
Избегайте: попыток предлагать сразу все. Вместо этого доминируйте в своей нише, предлагая что-то одно.
3. Проведите тестирование перед запуском
Цель: убедиться, что потребители в вашей нише готовы покупать у вас.
Метод: выпустите прототипы или упрощенные версии вашего продукта/услуги.
Избегайте: направления слишком больших средств в запасы, рекламу и/или на накладные расходы.
4. Напишите квартальный план
Цель: сфокусироваться и добиться серьезного прогресса в краткосрочном плане и в достижении близких целей бизнеса.
Метод: планируйте отрезками в 90 дней, двигаясь в направлении своего плана процветания. Каждые 90 дней сверяйтесь в обозначенными в нем целями.
Избегайте: долгосрочного планирования. Слишком большое количество переменных может разрушить долгосрочные планы вроде «вот как мы собираемся это сделать». Вместо этого знайте, что вы хотите получить в конце (план процветания), и фокусируйтесь на краткосрочных целях квартального плана.
5. Создайте свою компанию
Цель: зарегистрировать юридическое лицо, построить начальную инфраструктуру и внедрить повторяющиеся бизнес-процессы.
Метод: первичное фокусирование должно быть на сохранении минимальных издержек.
Избегайте: большинства профессиональных услуг из-за их стоимости и избыточности. Почти все нужды начального периода могут быть легко удовлетворены самим предпринимателем.
6. Выдайте свой товар или услугу на рынок
Цель: сделать потребителю полноценное предложение товара/ услуги в вашей нише.
Метод: постарайтесь привязать затраты к продажам (например, оказывайте услуги / производите товар уже после продажи).
Избегайте: крупных запасов или накладных расходов. Запасы на будущее отвлекают деньги, крупные накладные расходы сжигают деньги.
7. Двигайтесь динамичными галсами
Цель: оперативно делать поправки на неожиданные трудности и изменения динамики.
Метод: готовьте квартальный план каждые 90 дней, используя стратегию движения галсами.
Избегайте: привязки к тому, что не работает. Сегодняшние компании должны уметь быстро вносить корректировки. Если что-то не работает, бросьте это и займитесь тем, что работает.
AIF.RU благодарит издательство «Манн, Иванов и Фербер» за отрывок.
Смотрите также:
- Тихоня, педант или прогрессор? 8 офисных психотипов и как от них страдает ВАША карьера →
- «В бизнесе и политике есть патологические лжецы». Американский миллиардер — →
- 15 лет бизнеса в России. Глава IKEA в РФ о кризисе и конкуренции →